Монтаж одноэтажных зданий с железобетонным каркасом.

Для базовых отраслей промышленности одноэтажные промышленные здания с желœезобетонным каркасом проектируют на основе унифицированных типовых секций, пролетов, шагов колонн.

При выборе того или иного метода монтажа промышленного здания следует учитывать его конструктивную схему, нeобxoдимую последовательность сдачи под монтаж технологического оборудования в отдельных пролетах здания, расположение будущих технологических линий.

Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с желœезобетонным каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие и определяет длину монтажных участков.

Одноэтажные промышленные здания тяжелого типа монтируют преимущественно комплексным методом. Но при этом крайне важно принимать меры по ускорению набора бетоном в стыках прочности.

По направлению различают продольныймонтаж, при котором здание монтируют последовательно отдельными пролетами, и поперечный(секционный), когда кран движется поперек пролетов. Применяют и продольно — поперечный монтаж здания. В этом случае кран, двигаясь вдоль пролета͵ монтирует всœе колонны, a затем, перемещаясь поперек пролета͵ ведет секционный монтаж.

Выбор того или иного направления монтажа, а значит и последовательности сдачи участков здания под монтаж оборудования в значительной мере зависит от расположения технологических линий будущего предприятия.

Одноэтажные промышленные здания монтируют специализированными потоками, каждому из которых придаются комплект монтажных и транспортных машин и соответствующая монтажная оснастка. К примеру, однопролетное одноэтажное здание можно монтировать тремя потоками: монтаж колонн, конструкций покрытий и конструкций наружных ограждений. Одноэтажные многопролетные здания можно монтировать несколькими параллельными потоками.

При возведении одноэтажных зданий пролётного типа и монтажа с транспортных средств готовые конструкции подают в пролёты навстречу монтажу. Местную укрупнительную сборку конструкций выполняют на передвижных стендах, перемещаемых по ходу монтажа в пролете.

Сборные фундаменты, аналогично тому, как каналы, колодцы и другие подземные сооружения, монтируют отдельным опережающим потоком в период производства работ по возведению подземной части зданий.

После контроля нивелиром отметок дна котлованов под фундаменты проверяют разметку осœей на обноске, натягивают проволоку по осям и переносят точки их пересечения на дно котлована. Затем наносят риски на фундаменты. На фундаменте отмечают рисками середину боковых граней нижней ступени, что облегчает выверку фундаментов при их установке на основание. Для фундаментов стаканного типа рисками отмечают середину верхней грани стакана, что помогает при окончательной выверке фундамента. Затем фундамент заводят краном на проектные оси и после крайне важной центровки на высоте 10 см опускают в проектное положение. При этом риски на фундаменте должны совпадать с рисками на колышках.

Положение фундаментов в плане проверяют с помощью теодолита͵ а соответствие высотных отметок фундаментов и дна стаканов — нивелиром относительно временных реперов.

Монтажу колонн должна предшествовать приемка фундаментов с геодезической проверкой положения их осœей и высотных отметок. Перед монтажом колонн проверяют их размеры, допуская погрешности до 1 мм и наносят риски, облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколонников.

Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием, обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа, как правило, предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами, обращенными к фундаменту. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Когда укрупнительную сборку тяжелых колонн выполняют в непосредственной близости от объекта͵ колонны можно подвозить на двух рельсовых телœежках. При подъеме колонны до вывода ее в вертикальное положение телœежку у основания колонны двигают, что уменьшает монтажные напряжения, возникающие при кантовании колонны. При установке двухветвевых колонн может возникнуть крайне важность в раскреплении распорками нижних участков ветвей. Особо тяжелые и нетранспортабельные желœезобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях, обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной колонны.

Для монтажа легких колонн одноэтажных зданий стреловыми кранами может быть использован вильчатый оголовник, выполненый в виде консольной приставки к оголовку стрелы, имеющему блоки для запасовки канатов. Оголовник снабжен приспособлением для полуавтоматической расстроповки. Он позволяет применять краны с меньшей длиной стрелы и, следовательно, полнее использовать их грузоподъемность.

При крайне важности дно стакана выравнивают слоем цементного раствора. Колонны устанавливают в стаканы фундамента после того, как прочность этого раствора достигнет не менее 70% проектной. Выверку и временное закрепление колонн в зависимости от их размеров, массы и места установки производят с помощью индивидуальных кондукторов или инвентарных стальных, деревянных, желœезобетонных клиньев (по два у каждой грани колонны).

Колонну, установленную в стакан фундамента͵ центрируют до совпадения рисок с рисками на верхней плоскости фундамента.

Для проверки вертикальности колонны два теодолита располагают под прямым углом к цифровой и буквенной осям зданий. При этом визирную ось теодолита совмещают с рисками, нанесенными на стакане в нижней части колонны, а затем, плавно поднимая трубу теодолита͵ — с риской у верхнего торца колонны. Расстояние теодолита от выверяемой колонны принимают таким, чтобы при максимальном подъеме трубы угол ее наклона не превышал 30 35°.

Плоскости на торцах или консолях колонн нивелируют по маркированным отметками или по рейке, подвешенной к нивелируемой плоскости.

Выверенные колонны закрепляют в стакане фундамента с по мощью кондукторов или к клиньев. Желœезобетонные клинья после выверки колонны оставляют в бетоне.

Колонны высотой более 12 м дополнительно раскрепляют инвентарными расчалками в плоскости их наименьшей жесткости. Верхние концы расчалок крепят к хомуту, устанавливаемому на колонне выше центра ее тяжести.

Монтажную устойчивость колонн при временном закреплении их расчалками определяют по формуле

К Мо < Му Р г,

где К — коэффициент запаса; Мо — опрокидывающий момент, подсчитываемый для наиболее невыгодного направления действия ветра (в плоскости одной из расчалок); Му — удерживающий момент, создаваемый весом колонны (влияние клиньев или других устройств для временного закрепления не учитывают); Р — растягивающее усилие в расчалке; г — плечо усилия.

Первые две колонны ряда раскрепляют крестообразно расчалками, последующие— подкрановыми балками, которые устанавливают после достижения бетоном в стыках колонн с фундаментом не менее 70% проектной прочности.

Монтаж подкрановых балок производят отдельным потоком или одновременно с конструкциями покрытия. Установку балок производят только после набора бетоном в замоноличенном стыке колонны с фундаментом заданной прочности.

До начала монтажа выполняют геодезическую проверку отметок опорных площадок и устанавливают монтажный горизонт. Раскладку балок перед подъемом при монтаже стреловыми кранами осуществляют в радиусе действия крана параллельно оси колонн. При подъеме балку удерживают от раскачивания оттяжками из пенькового каната и разворачивают в нужном направлении.

Балки устанавливают по осœевым рискам с временным раскреплением. После временного закрепления подкрановых балок в пределах одного пролета или температурного блока осуществляют геодезическую проверку в плане и по высоте. Затем сваривают закладные детали. После окончательной выверки подкрановых балок составляют исполнительную схему, на которой отмечают геодезическое положение монтируемых элементов. Эти данные необходимы при установке рельсовых путей.

Монтаж балок и ферм покрытия выполняют с предварительной раскладкой балок и ферм или непосредственно с транспортных средств. Раскладку ферм и балок производят вдоль пролета таким образом, чтобы кран с монтажной стоянки мог устанавливать их в проектное положение без изменения вылета стрелы. Для обеспечения устойчивости монтируемых элементов их складируют в специальных кассетах. Подстропильные фермы обычно монтируют в одном потоке с подкрановыми балками.

Перед подъемом балки и фермы обустраивают люльками и лестницами, устанавливают струбцины для временного крепления, навешивают страховочный канат, расчалки и оттяжки.

Учитывая зависимость отлинœейных размеров ферм и балок для их строповки используют различные системы траверс, с захватом конструкции за две или четыре точки. Все захваты являются полуавтоматическими, позволяющими дистанционно расстропить конструкцию (выдергиванием запорного замка).

После подъема, установки и выверки первую ферму раскрепляют расчалками, а последующие крепят специальными распорками. Затем производят монтаж плит покрытия.

Более индустриальным является использование кондуктора – распорки. Он состоит из распорки с захватом, шарнирно установленной на ходовой телœежке. Для закрепления кондуктора в рабочем положении телœежка снабжена фиксирующими упорами и натяжным устройством.

Опускание и подъем распорки осуществляют с помощью электропривода. Кондуктор — распорку устанавливают на смонтированное покрытие из плит. После установки фермы на колонны распорку кондуктора опускают и захватывают верхний пояс фермы. Выверку фермы производят за счет перемещения каретки.

Для монтажа балок и ферм часто используют передвижные и самоходные телœескопические и шарнирные вышки и подъемники, которые обеспечивают удобство в работе монтажников и позволяют отказаться от подмостей и навесных люлек.

Монтаж плит осуществляют сразу после установки и постоянного закрепления на опорах очередной фермы. Этим обеспечивается необходимая жесткость очередной ячейки покрытия. При бесфонарной кровле плиты покрытия рекомендуется укладывать от одного конца фермы к другому, начиная со стороны ранее смонтированного пролета͵ при наличии фонарей — от концов ферм к серединœе пролета. Закладные детали каждой плиты в трех углах опирания крайне важно приварить к закладным деталям верхнего пояса фермы.

Некоторые конструктивные схемы одноэтажных промышленных зданий предусматривают использование большеразмерных плит размерами 3 х 12 м, плит оболочек КЖС, а также эффективных плит с двумя продольными ребрами типа ТТ. Для повышения индустриальности такие плиты изготавливают с утеплителœем и кровельным ковром.

Складирование плит производят в зоне действия монтажного крана. Число штабелœей плит и их размещение определяют из условия покрытия ячейки между фермами с одной стоянки крана.

Стеновые панели устанавливают в самостоятельном монтажном потоке после монтажа каркаса и покрытия всœего здания или части его. Панели наружных стен приняты длиной 6 и 12 м при высоте 1,2 и 1,8 м.

Монтаж стеновых ограждений обычно выполняют самоходными стреловыми кранами на гусеничном или пневмоколесном ходу с прямыми стрелами, со стрелами с гуськом или со специализированным башенно — стреловым оборудованием. Наибольшее применение находят гусеничные краны, так как для них проще подготавливать основание под проезды.

Для выгрузки с транспортных средств и установки панелœей стен в кассеты применяют самостоятельный кран, чаще автомобильный. Располагать кассеты в несколько рядов вдоль здания и тем самым расширять монтажную зону нерационально. По этой причине, если стена по высоте включает более 12 панелœей, монтаж стенового заполнения осуществляют за 2…3 проходки крана по длинœе захватки.

Панели стен монтируют участками между колоннами на всю высоту здания. Для выгрузки и установки панелœей в кассеты обычно применяют автомобильный кран. При этом строповку панелœей длиной 6 м производят двухветвевым стропом, а панелœей длиной 12 м — траверсой. Ширина зоны монтажа, проезда для транспортных средств, доставляющих стеновые панели, зоны работы крана зависят от технологии выполнения монтажных работ, от места расположения кассет с панелями и других факторов. Наименьшая ширина зоны для производства монтажных работ будет в случае, когда кассета со стеновыми панелями расположена между краном и монтируемой стеной; при этом в кассете должно быть достаточно панелœей для устройства стены на всю высоту.

По существующей технологии монтажники выверяют и крепят устанавливаемые панели с внутренней стороны здания. При возможности проезда внутри здания в качестве рабочих мест монтажников целœесообразно использовать два подъемника на базе автомобилей. Это позволяет монтажникам принимать каждую панель в местах ее соединœения с колоннами. При отсутствии подъемников в качестве рабочего места можно применять подмости и люльки. В случае невозможности проезда внутри здания в качестве рабочих мест бывают использованы самоподъемные люльки.

Находит применение технология монтажа наружных стеновых панелœей с применением крана со специализированным башенно — стреловым оборудованием. Основными технологическими особенностями применения этого оборудования являются: совмещение грузоподъемного крана с монтажной площадкой; возможность перемещения монтажной площадки по вертикали (вверх и вниз по башне крана) и по горизонтали (от башни к стене и обратно); размещение панелœей в кассетах, устанавливаемых между краном

и монтируемой стеной; • ширина зоны монтажа по периметру здания, составляющая не менее 8,5 м.

При установке наружных панелœей особое значение имеет точность монтажа для выполнения панелями не только ограждающих, но и эстетических функций. По этой причине необходимы соблюдение размеров швов, должное качество их отделки, сохранение граней лицевых поверхностей.

При геодезической проверке точности выполнения работ контролируется: для панелœей первого ряда — совмещение нижней грани панели с рисками разбивочных осœей; совмещение граней устанавливаемых рядом или одна над другой панелœей; вертикальность граней устанавливаемого ряда стеновых панелœей.

Для расшивки горизонтальных швов или нанесения герметизирующих мастик снаружи, заделки вертикальных швов между панелями используют подмости или подъемные люльки, которые располагают с наружной стороны пролета после передвижки монтажного крана на следующую стоянку.

Монтаж одноэтажных зданий с железобетонным каркасом.