В 1956 году на пустынном плоскогорье рядом с большим водохранилищем началось строительство новой бразильской столицы – Бразилиа. Главным архитектором возводимого «Города будущего», как его сразу стали именовать в прессе, стал Оскар Нимейер – легендарный зодчий ХХ века.
В Бразилиа Нимейеру удалось воплотить свои архитектурные взгляды. По его замыслу, в «Городе будущего» человек мог свободно жить, свободно дышать, работать и мыслить. Новую столицу Оскар Нимейер построил из железобетона, металла и стекла, после чего эти материалы вошли в широкое употребление и стали традиционными для строительства. А тогда, в 1950-е годы, такое решение казалось чрезвычайно смелым.
Эти же три материала Нимейер использовал для возведения главного собора Бразилиа в 1958–1960 годах. Собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской или храм Тернового Венца, как его называют бразильцы, поражает своей необычной формой. При проектировании этого шедевра в стиле модернизм зодчий вдохновлялся Ливерпульским собором. Круглый в плане храм состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих воздетые к небу руки. Кафедральный собор имеет высоту 40 метров и может вместить до 4000 человек.
Пространство между колоннами закрыто витражами. Внутри храма – громадное, наполненное светом и воздухом пространство, в которое посетители попадают, преодолев узкий тёмный коридор. Пол расположен на три метра ниже поверхности земли. Сквозь витражное остекление видно небо, на фоне которого большие, помещённые на высоте 31 метра фигуры ангелов кажутся парящими в воздухе.
Поскольку Нимейер был атеистом, католическая церковь долгое время отказывалась освящать храм. За проект собора в 1988 году Оскар Нимейер получил престижную Притцкеровскую премию: храм был признан «лучшим зданием в стиле модернизм».
Фото: Carlos Reis, Eduardo Deboni / flickr.com; re-thinkingthefuture.com