Нам в предложку прислали вопрос. Люди гуляли по центру и внезапно наткнулись на колокольню с огромным количеством различных кинопленок внутри. Они были сложены в стопки и, такое ощущение, что забыты.

Мы покопались в материалах, нашли всю информацию и сейчас расскажем, как же туда попали эти катушки.

Начнем, конечно, с истории.

Этот храм носит имя святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе. Точный адрес: ул. Долгоруковская, 25.

Первое упоминание о нем, только деревянном, ученые нашли в 16 веке. Тогда церковь называлась храм «Николы под вязками».

Почему именно так? Дело в том, что тогда за дворами западной стороны улицы кое-где сохранялись рощи. Вероятно, поэтому церковь Николы в Ново-Дмитровской слободе имела название «что под вязками», позже это название превратилось в «Подвески».

Позже с разрешения царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Время начала строительство точно не известно. Но есть одна зацепка. Рядом есть старенькая могилка священника Кирилла Феодотова. И из надписи на надгробии стало известно, что он служил здесь 40 лет, с 1672 года по 1712 год. И именно тогда, при нём, была отстроена церковь.

В исторических материалах значится, что главный престол был освящён в 1703 году. При нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца.

Храм представлял собой двусветный четверик, то есть был квадратным с двумя горизонтальными рядами окон. Тогда в приходе числилось 116 дворов.

В середине XVIII века к храму была пристроена колокольня, которая славилась величественностью и красотой. Самый крупный колокол весил более 105 пудов или около 1700 кг.

Утверждают, что отливал его мастер Константин Николаев Слизов, сделавший большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля.

Время шло храм много раз достраивали. У него появились новые пределы, на фасаде — мрамор, железная крыша и новый резной иконостас главного храма. В нём установили иконы конца 17 и начала 18 веков.

Живший неподалёку от храма русский художник Василий Суриков, изобразил в нем части своей эпической картины «Боярыня Морозова».

К концу 19 века в приходе состояло 140—144 двора и 2500—2800 прихожан. Население Москвы росло, приход возрастал, и храм становился тесен.

Тогда и решили его расширить.

24 января 1903 года по указу Московской духовной консистории начались строительные работы под руководством специально созданной Строительной комиссии во главе с настоятелем храма протоиереем Петром Приклонским.

15 апреля того же года начали разбирать трапезную с колокольней, а уже 15 июня заложили новые по плану и чертежу С. Ф. Воскресенского. Работы производил Николай Курдюков.

Кстати, именно по его проекту построили новое здание Румянцевского музея в центре столицы.

При сооружении трапезной впервые в России использовали железобетонное перекрытие двоякой кривизны, спроектированное.

Обширная трапезная с двумя приделами получила размеры 10 сажен 2 аршин 12 вершков, то есть 21,11 метров в длину; 13 сажен в ширину и 6 сажен в высоту. И к концу 1903 года её возвдение было окончено.

15 января 1904 года состоялось освящение Зачатьевского придела, а 8 ноября того же года — Никольского.

После перестройки храм вместо 500 человек, стал вмещать более 2000.

В 1905 году была построена новая пятиярусная колокольня, спроектированная в стиле шатровых и ярусных звонниц 17 века. В 1913 году отремонтировали был и главный алтарь церкви.

Но… пришла советская власть. 4 апреля 1922 года в ходе компании по изъятию церковных ценностей отсюда вынесли свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но, что странно, богослужения продолжались.

В 1929 году храм впервые попытались закрыть, о чём было упомянуто в журнале «Деревенский безбожник». Более того, в 1930 году Моссовет планировал снос церкви! Но что-то пошло не по плану. Церковь устояла и ещё несколько лет действовала.

Но в 1934 году храм был закрыт, осквернён и передан Тресту строительства набережных для конторских нужд. Но почему-то у них он долго не пробыл.

В 1936 году решением Моссовета здание храма снова передали, но уже под «Центральный антирелигиозный музей», так как здания Страстного монастыря, где он располагался к тому времени, власти решили снести. По данным архитектора Михаила Филиппова, инициатива принадлежала Владимиру Бонч-Бруевичу.

Для этого псевдомузея в 1936—1937 годах началась перестройка здания. Часть храма разборами, а на этом месте возвели пятиэтажное здание в стиле «сталинского классицизма». Крест с колокольни сбили.

Помещение храма было полностью перепланировано. По мнению архитектора Михаила Филиппова, полностью старый храм не был снесён, потому что задумывался как экспонат музея атеизма.

Работы были окончены в 1940 году, но, к счастью, музей в нём так и не открылся. Помешала Вторая мировая война.

В 1944 году помещения музея передали киностудии Союзмультфильм. Мультипликаторы въехали в 1945 году.

Именно здесь шло производство рисованных картин. Но, сами понимаете, за годы бытования киностудии в здании ни разу не делали ремонт.

Когда безбожная власть отступила, в 1993 году была зарегистрирована община храма святителя Николая Чудотворца. На протяжении многих лет она добивалась возвращения церкви.

Только спустя шесть лет, в 1999 году Патриарх Алексий II обратился к Владимиру Путину с ходатайством о возвращении храма РПЦ. Но власти постоянно находили отговорки. То здания подходящего нет, то еще что-то.

Дошло до того, что в марте 2004 года приходской совет предложил начать срочную консервацию колокольни. Она находилась в аварийном состоянии. Но тут уже отказался директор «Союзмультфильма» Рахимов.

Интересно, что никто не мог понять, почему так происходит. Потому что тогда здесь уже не работали мультипликаторы, а сама колокольня почти никак не использовалась. Там остался только кабинет начальника.

Наконец-то в начале 2014 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что «Союзмультфильм» решено перевести в новое здание на улице Академика Королёва. Переезд первоначально планировалось завершить ещё в 2015 году.

Студия получила ключи только в мае 2017 года, но переселение шло еще более года, хотя вообще было непонятно, что там вообще осталось перенести.

Конечно, нельзя сказать, что вообще ничего не было сделано до 2018 года. Например, в декабре 2011 года Патриарх Кирилл своим указом передал храм на попечение и возобновление в нём богослужений Синодальному миссионерскому отделу, а его глава, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн был назначен его настоятелем.

В 2012 году во время праздничной Пасхальной службы впервые с момента закрытия храма был совершен крестный ход вокруг здания, а 10 августа 2013 года в день памяти Смоленской иконы Божией Матери впервые после закрытия храма был отслужен молебен в здании «Союзмультфильма».

Полностью храм перешел РПЦ только в феврале 2018 года. В короткий срок этого здание подготовили к богослужениям. Так, 31 марта освятили иконостас, привезенный из Белгородской епархии.

Однако церковь до сих пор нуждается в реставрации. Посмотрим, что будет.

А пока у нас есть исторические фотографии:

1. Церковь в 1882 году;
2. Храм в 1920 году;
3. Интерьер, 1914 год;
4. Знаменитая колокольня, 1910 год;
5. Общий план, 1910 год;
6-7. Состояние храма в 1996 году;
8-9. Храм, наши дни.

Автор текста — Мария Купцова

____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!