Доброе утро!

Мы много раз показывали, как выглядела Москва до 1935 года. Даже в 1934 году столица выглядела еще совсем иначе, нежели сейчас. Мы имеем ввиду основные центральные улицы.

Глобальное преобразование Москвы случилось после знаменитой Сталинской реконструкции. Это была крупномасштабная перестройка столицы, которую задумали и частично осуществили в 1930-е и 1940-е годы.

А точнее, в 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы».

Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение Москвы.

Но на деле все было не так быстро.

В конце 1920-х годов советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Она должна была соответствовать своему статусу.

Поэтому конец 1920-х и начало 1930-х годов — это время бурных дискуссий о принципах расселения людей, типах жилья, путях развития Москвы и о будущем советского народа.

В целом это был конфликт «урбанистов» и «дезурбанистов». Первые отстаивали развитие города в высоту, а вторые были сторонниками развития города в ширину и малоэтажного строительства.

«Урбанисты» настаивали на превращении всех населённых пунктов страны за 10-15 лет в «социалистические города» с населением 50-80 тысяч человек, соединённые транспортными путями высокого класса.

«Дезурбанисты» принимали за основу создание сети транспортных магистралей, вдоль которых осуществляется расселение в виде простых индивидуальных домов. Проблемы связи и обслуживания должны были решаться при помощи личного автомобиля.

И вот именно в этот период в СССР появляется архитектор Ле Корбюзье. И надо сказать, что именно он оказал колоссальное влияние на архитектуру XX века. Его наследие насчитывает около полусотни построек, расположенных по всему миру.

Интересно, что в середине 1920-х Ле Корбюзье уже был культовым теоретиком архитектуры, однако еще не успел реализовать ни один крупный проект: максимум — поселок Фрюже, жилой комплекс для рабочих, построенный по заказу промышленника Анри Фрюже в 1924 году.

В Союзе же архитектор стал автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города «Ответ Москве», известного под названием «Лучезарный город».

Он приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годах. Советскую Россию архитектор воспринял как грандиозное поле экспериментов: ему казалось, что здесь-то он и сможет развернуться, освободившись от консерватизма буржуазных заказчиков. Однако… разберем по порядку все три проекта.

Первый — и единственный реализованный — здание Центросоюза.

Идея строительства здания Центросоюза — организации, которая объединяла потребительские кооперативы во времена НЭПа — возникла в середине 1920-х. Предполагалось, что комплекс будет включать в себя:

— административно-офисные помещения на 2000 рабочих мест;
— торговые площади;
— клуб со сценой и фойе;
— столовую;
— библиотеку;
— хозяйственные помещения.

В 1928 году объявили международный конкурс на проект здания. По итогам трех этапов конкурса победил проект Ле Корбюзье. А вместе с ним и его соавторы — его двоюродный брат Пьер Жаннере и советский архитектор Николай Яковлевич Колли.

Строительство началось уже в следующем году. Ле Корбюзье курировал процесс лично. Правда, недолго. После проигрыша на одном из конкурсов, архитектор навсегда обиделся на СССР и завершать строительство пришлось Николаю Колли.

Дом Центросоюза, построенный между улицей Мясницкой и нынешним проспектом Сахарова, на самом деле не один дом, а четыре: три расположенных буквой Н восьмиэтажных, где находились офисные помещения, и одно двухэтажное параболической формы, с кинозалом и фойе.

На тот момент этот комплекс стал самым крупным административно-офисным зданием в СССР (да, пожалуй, и в Европе). И, конечно, самым новаторским.

В этом проекте Ле Корбюзье воплотил основные принципы своего манифеста «Пять отправных точек новой архитектуры»:

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них — мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы — обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Внутренняя планировка здания Центросоюза тоже была абсолютно новаторской. Рабочие места — чуть ли не впервые в истории — были организованы по принципу open space, без громоздких перегородок. Даже традиционные лестницы Ле Корбюзье заменил пандусами с удобным наклоном в 14°, а обычные лифты — патерностерами, или лифтами непрерывного действия: такой лифт представлял собой открытую кабину без дверей, которая постоянно курсировала в шахте без остановок для посадки-высадки пассажиров. Всё было продумано до мелочей: даже система входов была спроектирована с учетом холодного московского климата.

Впрочем, в процессе строительства проект не раз был изменен не только из экономии, но и по идеологическим соображениям: с начала 1930-х архитектурный авангард в СССР стремительно входил в опалу, уступая место помпезному неоклассицизму.

Поэтому, например, чистые лаконичные бетонные фасады Ле Корбюзье впоследствии облицевали красным армянским туфом — архитектор был настолько взбешен, узнав об этом, что даже собирался отказаться от авторства — а стильную лаконичную внутреннюю отделку украсили узорчатым мрамором и натуральным деревом.

Сегодня вид комплекса еще больше отличается от первоначального проекта. Зато рядом с одним из зданий в 2015 году поставили памятник самому Ле Корбюзье — хотя, учитывая все отклонения от первоначального проекта, вряд ли он согласился бы здесь находиться.

Что касается второго проекта развития города «Ответ Москве», известного под названием «Лучезарный город», то здесь получилось следующее.

Еще в начале 1920-х Корбюзье разработал «План Вуазен». Это, мягко скажем, радикальный проект полной перестройки правого берега Парижа. Архитектор предлагал полностью снести 240 гектаров старого центра и заменить их восемнадцатью стеклянными 50-этажными небоскребами, построенными на равном расстоянии друг от друга.

При этом, по задумке архитектора, застраиваемая площадь составила бы всего 5% от территории; остальные 95% заняли бы парки, пешеходные зоны, широкие улицы и автомобильные магистрали.

В Париже проект, разумеется, отвергли. И тут мастеру подвернулась Москва. Именно на нее он возлагал большие надежды как город будущего.

Собственно, сейчас мы возвращаемся к началу нашего рассказа — к проекту генплана Москвы. Тогда Корбюзье разработал концепцию «новой столицы». И поверьте, она была экстремальнее, чем «План Вуазен».

Архитектор предлагал снести практически весь центр Москвы, за исключением разве что Кремля, Китай-города и архитектурных памятников. Он хотел построить совершенно новый город с прямоугольной сеткой улиц, который будет разделен на административные, жилые, промышленные и университетские районы.

Очень ёмко по этому поводу высказался руководивший разработкой плана реконструкции Москвы Владимир Семенов:

«Для реконструкции нужны решительные меры. Нужна хирургия. Но когда нужен хирург, не приглашают палача».

На этом все и закончилось.

Помните, выше мы упомянули, что Корбюзье разочаровался в СССР после проигрыша в одном архконкурсе? Это было состязание проектов на строительство Дворца Советов.

Он проработал все — от архитектуры и вентиляции до презентации. Но, увы, проиграл. Тогда на смену архитектурному авангарду в СССР уже приходил неоклассицизм и то, что впоследствии назовут сталинским ампиром.

Вместо работы Корбюзье приняли совместный проект архитекторов Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха — та самая башня с Лениным на вершине.

Архитектор всячески сопротивлялся, писал письма во все инстанции и дошел даже до Иосифа Сталина. Но ничего не получилось. Тогда он навсегда покинул СССР.

А вот и кадры:

1. Портрет Ле Корбюзье;
2-5. Здание Центросоюза, ФОто: Александр Щербак/ТАСС, Fondation Le Corbusier;
6. «План Вуазен», Interior of Église Saint-Joseph-des-Carmes;
7. Проект Дворца Советов, corbusier.totalarch. com/

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях