Доброе утро!

Терем или дворец? Можно потеряться в названиях, когда это — дом купца Игумнова. Но с чего все началось? Сейчас подробно расскажем.

Легендарный дворец находится на улице Большая Якиманка. Однако, до него, насколько нам известно, здесь располагался деревянный дом, построенный после пожара 1812 года. Он принадлежал купцу второй гильдии Николаю Лукьянову.

Но уже в 1851 году семья ярославских купцов Игумновых приобрела этот участок. Документы на покупку были оформлены на имя купчихи Веры Игумновой.

Время шло, и вот уже в 1888 году Николай Игумнов унаследовал территорию. Директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры хотел большего, поэтому в том же году он подал прошение о возведении каменной постройки на месте старого деревянного дома.

Конечно, надо отметить, что в то время Якиманка была далеко не лучшим районом Москвы, и Игумнов мог выбрать для проживания куда более удобное и престижное место. Однако он решил возводить свой дом на Якиманке, чтобы никогда не забывать, где его корни и откуда он вышел.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил земляка — молодого и талантливого зодчего Николая Ивановича Поздеева. В то время он занимал должность городского архитектора Ярославля.

Интересно, что Николай Поздеев не был известен за пределами Ярославля, но привлек к себе внимание Игумнова своей приверженностью к двум стилям:

— «русскому» — одному из направлений в господствовавшей тогда эклектике;
— разновидности классицизма, так называемому «стилю Людовика XV».

Оба стиля импонировали Игумнову, который с одной стороны, почитал себя русским патриотом, а с другой, как и всякий купец, тяготел к помпезной роскоши, «чтобы как в Париже».

В итоге для постройки был выбран псевдорусский стиль. Напомним, что в этом стиле возвели Исторический, Политехнический музеи, а также здание магазина ГУМ.

К сожалению, в 1893 году начальник проекта Николай Поздеев умирает от туберкулёза. Поэтому до окончания строительства в 1895 году контроль за строительством переходит в руки его брата Ивана. Вместе с архитектором Петром Бойцовым Иван Поздеев также оформлял и внутренние интерьеры дома.

Интересно, что по неофициальной версии, Игумнов потратил на возведение особняка около одного миллиона рублей! Мы примерно подсчитали, и сейчас сумма была бы вот такой — 1 161 950 000. Да-да, это рубли, а не номер телефона.

А все почему? Потому что кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные керамические изразцы для оформления фасада были изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова.

Также нужно обратить внимание и на другие детали.

Главный вход выполнен в виде «красного крыльца», увенчанного шатром. Высокие двустворчатые двери открываются прямо в зал с парадной лестницей, поражающий многоцветным «сказочным» орнаментом, продолжающим идею фасада. Высокие сводчатые потолки, расписанные золотыми вьющимися линиями, напоминают церковную архитектуру, где также черпал свое вдохновение Поздеев.

Дубовая резная лестница ведет в анфиладу жилых помещений: гостиные, столовые, кабинет, будуар и спальни. И сразу же за массивными дверями следует Большая гостиная, где архитектор полностью меняет стиль. Он погружает посетителя в обстановку европейской классики.

Мебель в стиле Людовика XV и гобелены XVII века, а еще и светлые, цвета слоновой кости, стены и большие проемы окон подчеркивают французский дух этого помещения.

Как и сто с лишним лет назад, это просторное помещение служит для торжественных приёмов и балов.

Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая оформлена в стиле эпохи ампир.

Парадная же столовая — очень строгая и скупо меблированная. Она выполнена в стиле средневековья, к тому же благодаря своему низкому сводчатому потолку.

Но наступил переломный 1917 год. После революции Игумнову ничего не оставалось, кроме как добровольно передать дом в собственность советской власти.

Что было внутри?
Вот примерный список:

1. До 1925 года в здании располагался клуб фабрики «Гознака».
2. В конце 1925 года Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин распорядился открыть в доме Игумнова первый в Советском Союзе Институт переливания крови.
3. После смерти в ходе неудачного эксперимента первого директора института Александра Богданова здание было передано в распоряжение Института мозга.
4. С 1938 года дом Игумнова использовался для нужд французского посольства.
5. В 1979 году после переезда посольства в новое здание канцелярии на Большой Якиманке 45 особняк стал официальной резиденцией послов Франции.

Согласитесь, если бы стены дома могли говорить, сколько бы тайн и легенд они поведали.

Кстати, одни из новых хозяев особняка планировали снести внутренние перегородки, чтобы сделать пространство «просторнее и светлее», но планы не осуществились. Что, конечно же, к лучшему.

В первый раз реставрация здания прошла в 1938 году, когда оно было передано в распоряжение французского правительства для размещения посольства. Для приведения особняка в порядок из Франции была приглашена группа опытных реставраторов.

Интересно, что дом поразил парижских архитекторов. Один из них писал:

«Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всём противостоит нашим привычным представлениям. Несмотря на это … нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик».

Поэтому реставрация была проведена крайне деликатно, внимательно были подобраны предметы интерьера, мебель. В результате, кроме купеческой роскоши, дом приобрёл ещё и «парижский шик».

В 2007 году специалисты снова поняли, что здание нуждается в реставрации. Все-таки с момента строительства прошло 112 лет. Поэтому главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России совместно с посольством Франции решили совместно провести восстановление особняка.

Стоимость реставрации была астрономическая. На секундочку — специалисты оценили работы в 20 миллионов долларов!

И, конечно, не все шло гладко и просто. Так, например, сложности возникли при работе с фарфоровыми изразцами.

Керамические детали фасада с незначительными дефектами реставрировались на месте, утраченные и сильно повреждённые фрагменты заменялись новыми, изготовленными по аналогам.

Внешний изразцовый декор был расчищен и укреплен с помощью специальных химических составов. Участки шпиатровой кровли, не подлежащие реставрации, заменялись аналогичным по цвету покрытием из цинка-титана. Также по старым фотографиям были воссозданы декоративные навершия шатров кровли.

Реставрационные работы были завершены в 2014 году. И не просто так. Мало того, что здание восстановили, так и еще особняк стал лауреатом в номинации «За лучший проект реставрации» в рамках конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация».

Что сейчас происходит в доме — нам не известно, но по данным на 2017 год в особняке проживали посол и некоторые сотрудники французской дипломатической миссии в России.

Конечно, что большую часть года здание закрыто для посещений. Но периодически в нём проводятся официальные мероприятия или экскурсии в рамках изучения горожанами архитектурных памятников Москвы.

А теперь — к кадрам:

1. Дом купца Н.В.Игумнова. Западный фасад с оградой и вентиляционной шахтой, 1900 год
2. Кадр в цвете, примерно то же время;
3. Вид с оградой, примерно это же время;
4. Посольство Франции, 1947 год;
5. Дом купца Игумнова, 1997 год;
6-10. Интерьеры дома. Источники фото: moscowalk, Rus Kontur, um.mos, servimg, deluxedecor.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях