Прогуливаясь на Малой Никитской улице, в самом центре Москвы, можно найти здание с причудливой решеткой на окне на первом этаже.
Это один из самых узнаваемых и ярких шедевров московского модерна — особняк Степана Рябушинского.
Он появился в 1902 году на еще недавно полузаброшенном участке рядом с храмом Большое Вознесение.
Степан Павлович был большим ценителем искусства и поручил своему другу, архитектору Федору Шехтелю, разработать план — построить великолепный особняк с интерьерами. Также на территории усадьбы должны были построить хозяйственные помещения, такие как прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня.
Есть версия, что Рябушинский совершенно не ограничивал Шехтеля в фантазии и деньгах. Скорее всего, в этом есть большая доля правды, потому что архитектор сумел создать нечто совершенно непохожее на все, что он строил раньше.
К примеру, Федор Шехтель возвел деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач и усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для семьи Морозовых.
Архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.
Так, особняк Степана Рябушинского выделялся на их фоне: светлый дом украшали разнообразные линии, а квадратный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель придумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.
В итоге, строительство городской усадьбы Степана Рябушинского началось летом 1900 года на Малой Никитской улице в самом центре Москвы.
Заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка.
Чтобы осуществить эту идею, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом.
В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе.
В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Дело в том, что Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил усилия для развития этой области искусствоведения.
В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы московских специалистов — Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных.
Их семья входила в династию известных столичных реставраторов.
После революции 1917 года Рябушинские переехали в Италию, а особняк перешел в собственность городских властей. Там разместились несколько отделов государственных учреждений — отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел и Госиздат.
Однако помещения и мебель не подходили для их работы.
Поэтому ведомства переехали, а в 1921 году здание было передано Русскому психоаналитическому обществу. Кстати, там работал знаменитый советский психолог — Александр Лурия.
Кроме того, в бывшей усадьбе открылся специализированный детский сад-лаборатория «Международная солидарность». Его основали при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой.
Целью учреждения было использование методов детской психоаналитической педагогики для формирования нового социалистического поколения, свободного от классовых и гендерных стереотипов.
Сказать, что «население» садика было разношерстным — это не сказать ничего: от детей Якова Свердлова, Тимура Фрунзе, а также Иосифа Сталина до сирот.
Но садик закрыли уже в 1925 году. Говорят, что это произошло из-за враждебного отношения Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению. Такие мысли обнаружили в документах Клары Цеткин после его смерти.
После этого в особняке Рябушинского разместилось только что образованное Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. Здесь организация проработала шесть лет.
Именно за этот период и была утрачена большая часть оригинальной мебели.
Однако обстановку меняли не только новые чиновники.
В 1931 году усадьба стала домом для писателя Максима Горького и его семьи, когда они вернулись из Италии. Писателю этот дом не нравился, он называл особняк «нелепым».
Горький внес некоторые изменения в интерьер: переделал гостиную в библиотеку, а один из кабинетов на первом этаже — в спальню.
Некоторые источники говорят, что в то время за писателем и его семьей тщательно следили сотрудники ОГПУ, и во время реставрационных работ в 1970-х годах в одной из стен было обнаружено подслушивающее устройство.
После смерти Максима Горького в 1936 году в особняке вплоть до 1965 года проживали его невестка Надежда и внучки Марфа и Дарья.
Кстати, с 1941 по 1945 год рядом в бывшем флигеле для слуг проживал другой советский писатель — граф Алексей Толстой.
А в мае 1965 года в особняке Рябушинского был открыт мемориальный Музей-квартира Горького.
Экспозиция рассказывает о его семье и друзьях, быте и творчестве. Сохранилась даже уникальная библиотека в 12 000 томов.
В 1977-83 годах была проведена тщательная реставрация, которой руководили О.В. Череватая, В.П. Ларин и В.И. Якубени.
Помните, что в бывшей усадьбе жил еще Алексей Толстой? Так вот, в 1987 году его музей–квартира также расположилась в одной из частей дома.
Интересно, что в ноябре 2011 года, при проведении экскурсий по историческим местам Москвы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив лишь сталинским высоткам.
Рассмотрим фотографии:
1. Особняк Рябушинского. Общий вид, 1902-1904 гг.
2. Парадная лестница в особняке, 1902-1904 гг.
3. Здание Русского психоаналитического общества, 1920-1930 гг.
4. На крыльце бывшего особняка Рябушинского: Максим Горький, Иоганнес Бехер, Джованни Джерманетто, Бела Иллеш и другие, 1931 г.
5. Здание в 1946 г.
6. Бывший дом Рябушинского, 1960-1963 гг.
7.Мемориальный дом — музей Горького, 1986 г.
8. Особняк в 1995 г.
9. Здание в 2012 году. Источник: Википедия.
10. Дом в наши дни. Источник — https://clck.ru/38B7PA
Автор текста — Елизавета Дмитриева
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews