Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Наверное, все слышали такое уникальное и одновременно милое название района — Дорогомиловский. Сейчас это модная и престижная местность с ресторанами и набережными. А какой она была много лет назад? Сейчас расскажем.

Раньше на этом месте располагалась Дорогомиловская слобода. Она была заселена еще в 13 веке, и представляла собой лишь одно из сел в окружении небольшого укрепленного городка — Москвы.

Согласно преданию, местность получила название Дорогомилово за свою красоту. Также в древнерусских летописях упоминается новгородский боярин Иван Дорогомилов, защищавший в 1299 году вместе с князем Довмонтом Псков.

Род Дорогомиловых служил князю Александру Невскому. Когда его младший сын Даниил Александрович стал в конце 13 века московским князем, а на службе в будущей столице оказались и представители фамилии Дорогомиловых, один из которых, предположительно, дал название этой местности.

Однако, есть еще две, не менее интересные версии происхождения названия. В описании московских церквей 1817 года говорится, что, по устному преданию, Дорогомиловская слобода получила свое имя потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою».

Или будто бы старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к местам их следования быстро и исправно, почему те и говорили: «Дорого, да мило!». Но эти объяснения, по мнению ученых, могут относиться к гораздо более позднему времени, когда слобода уже располагалась на правом берегу Москвы-реки.

Но вернемся к нашей истории. Дорогомилово возникло в Москве спустя некоторое время после его разорения монголо-татарами.

Слобода находилась между современной улицей Плющихой и Новодевичьем монастырем. Рядом с ней на правом берегу Москвы-реки располагалась патриаршая Бережковская слобода. Также она именовалась Рыбной, так как в ней жили патриаршие рыболовы. Кстати, о ней сейчас напоминает лишь Бережковская набережная.

Интересно, что в 16 веке на месте Дорогомиловского брода Москвы-реки устроен паромный и лодочный перевоз, а через сто лет здесь построили наплавной мост.

У него, на самом берегу реки Москвы, для Великого князя Ивана III соорудили временный Дорогомиловский дворец. Отсюда он провожал свою дочь Елену в Литву, отдавая ее замуж за сына литовского короля Александра. Также по этому мосту торжественно въезжала в город будущая московская царица Марина Мнишек, для встречи которой были построены первые в Москве Триумфальные ворота.

Если говорить о населении Дорогомилово 16 века, то тогда здесь жили государевы ямщики. Они строили здесь дома из-за расположившейся рядом ближайшей к Москве ямской слободы. Она насчитывала несколько десятков дворов. Участки тянулись в сторону Москвы-реки.

Затем территорию заселили мелкие торговцы и ремесленники.

Также нельзя не упомянуть о знаменитой Смоленской дороге. В 16-17 веках она была очень оживленной. С ее помощью Москва сообщалась с Западной Европой, по ней проезжали многочисленные посольства западных государств, при Иване Грозном войска шли на отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче – для освобождения русских городов в Литве.

В 1742 году здесь был возведен Камер-Коллежский вал, а на Можайской дороге устроена Дорогомиловская застава — один из городских пограничных пунктов Москвы.

Интересно, что предшественником Камер-Коллежского вала был Компанейский вал. Его соорудили «компанейцами» (откупщиками продажи вина) на десять лет раньше, чтобы препятствовать нелегальному ввозу водки в Москву.

Камер-Коллежский вал представлял собой земляную насыпь длиной свыше 37 км со рвом и заставами. Он охватывал местности, лежащие за Земляным валом: Пресню, Сущево, Преображенское, Симоново, Даниловку, Девичье поле и Дорогомилово.

Строился вал Камер-Коллегией — отсюда его название. Ведомство контролировало ввоз в Москву товаров и государственные доходы от них.

Кроме того, в 1771 году в этой местности появилось православное кладбище. Но не просто так. Тогда Москву поразила эпидемия чумы. Ввиду опасности распространения заразы специальный указ Сената предписывал «умерших от болезни по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом, на выгонных местах, где способнее, и построить на оных на первый случай хотя небольшие деревянные церкви». Так были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы, в том числе и это.

Также интересно, что в 1812 году через Дорогомилово в Москву вошла армия Наполеона. В Филях прошел знаменитый совет, решивший судьбу города.

После отмены крепостного права население Москвы стало быстро расти, фабрик и заводов стало больше. Тихие окраины оживлялись. Ощутимо менялся их облик. Например, в конце 19 века в будущем районе заработали такие промышленные предприятия:

— фабрика для выработки красильно-древесных экстрактов — 1883 год,
— Трехгорный цементный завод — 1894 год,
— Трехгорный пивоваренный завод — 1875 год.

В это же время «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» решило проложить путь к Москве со стороны Брянска. Совет Министров разрешил. И с лета 1895 года Дорогомилово превратилось в масштабную стройку.

В итоге в 1899 году открыли не только линию, но и Брянский (ныне Киевский) вокзал.

Местность разрасталась и совершенствовалась год за годом. И вот в 1909 году встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Его движение было открыто 5 ноября 1909 года.

Советский и современный периоды в будущем районе можно описать так:

— 1930–1960-е — реализуется сталинский план реконструкции Москвы: возводят первые жилые многоэтажки, застраивают набережные Москвы-реки и мостят улицы гранитом.
— 1937 год — Москва обзаводится второй линией метро — ныне Арбатско-Покровская.
— 1957 год — построена гостиница «Украина».
— 1960–1970-е — строятся сталинки.
— 1995 году — присвоен статус района Москвы.
— 2001 год построен участок Третьего транспортного кольца.
— 2003 год — открыта станция «Парк Победы» Солнцевской линии метро.

А теперь — к фотографиям:

1. Дорогомилово на карте в 1813 году;
2. Дорогомиловская застава, год не указан;
3. Трактир в Дорогомилово, 1895 год;
4. Брянский или Киевский вокзал, 1902 год;
5. Казарма рабочих пивзавода и окрестности, 1888 год;
6. Вид на Трёхгорную мануфактуру, 1890 год;
7. Дорогомиловское кладбище. Памятник над могилой 300 воинов-героев Бородинского сражения, 1919 год;
8. Вид на Большую Дорогомиловскую улицу и Можайское шоссе, 1926 год;
9. Большая Дорогомиловская улица, 1926 год;
10. Бородинский мост и окрестности, 1920-е годы.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version