Уникальный казанский метрополитен

Сколько городов в России имеют собственный метрополитен? А мы вам скажем — их семь: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. И история последнего метрополитена уникальна — это последняя открывшаяся подземка в стране и первая в новейшей истории России.

Путь Казани к обретению собственного метрополитена был очень тернистым — идея о строительстве подземного транспорта в разных городах тогда еще СССР витала в воздухе еще в 1930-х, когда начиналась история московского метро. В списке городов, которые могли получить подземку, упоминалась и Казань. Но все планы пришлось свернуть из-за Великой Отечественной войны.

В Генеральный план Казани упоминание метро вернулось в 1969 году, но до начала воплощения планов в жизнь прошло еще 10-лет. Именно в 1979 году в городе родился миллионный житель, и столица Татарстана достигла негласного минимума в количестве горожан для строительства метро.

Геологические изыскания перед началом прокладывания тоннелей метро начались еще летом 1984 года, они завершились к концу года. В 1987 году московский «Метрогипротранс» разработал техническо-экономическое обоснование грядущей стройки.

Согласно документу, планировалось открыть три линии: Центральную, Вокзальную, Приволжско-Савиновскую, — общая протяженность которых составила бы 46 километров. Первую линию хотели начать строить в 1991 году и к 1999 году открыть ее с шестью станциями.

Но времена уже наступали неспокойные, так что проект заморозили уже через три года — страна отказалась от открытия метрополитенов во всех регионах до 1995 года. Интересно, что, когда этот год наступил, Казань уже не рассматривали как город, в котором нужно строить подземку. Но руководство республики добилось пересмотра этой позиции.

Уже в 1997 году появилось АО «Казметрострой», а торжественная церемония начала строительства подземки состоялась 27 августа этого же года. В честь этого заложили ротонду, а в ней поместили послание будущим пассажирам казанского метро.

Станции пускового комплекса первой линии метрополитена получили такие названия: «Кремлевская», «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево», «Горки». Метро решили построить к 1000-летию Казани, и выполнили желаемое. Через восемь лет после начала строительства, 27 августа 2005 года, первую ветку казанского метро протяженностью почти 9 километров сдали в эксплуатацию.

Сейчас Казанское метро состоит из одной ветки протяженностью 16,8 километров, на которой расположено 11 станций: «Дубравная», «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская», «Козья слобода», Яшьлек, Северный вокзал и Авиастроительная.

Интересно, что станция метро «Аметьево» является надземной, ее построили на метромосту. Здесь можно пересесть одноименную железнодорожную платформу для пригородных электричек, а все прочие — мелкого заложения.

mosmolnija.ru/obzory/interesno-o-metro-unikalnyj-kazanskij-metropoliten/