Почему метро Петербурга не построили раньше ч.2

После революции [vk.com/transportvmsk?w=wall-189780863_5289|1917 года] в стране началась Гражданская война. Кроме того, столицу перенесли из Петрограда в Москву — и город на Неве начал потихоньку пустеть. К 1920 году население Санкт-Петербурга составляло всего около 720 тысяч человек против почти 2,5 млн в 1916 году.

Соответственно, реализация проекта метро в этот момент отложилась на неопределенный срок. Первое отечественное метро открылось в 1935 году в Москве.

Однако, к 1930-м годы население второй столицы начинает постепенно расти, и вот уже в городе опять стало жить больше двух млн человек. И примерно в это же время снова начинаются разговоры о строительстве подземки.

— в 1930-м году проект трех линий метрополитена предлагает главный инженер Управления городских железных дорог Юрий Гринвальд. Они должны были соединить Лахту и Петродворец, Васильевский остров и Колпино, Юкки и Павловск. Ответсвения вели бы в Мельничный Ручей и Колтуши. Планировались соединительные линия Лесной-проспект – Новая Деревня и Технологический институт – Сенная площадь.

— В 1931 году новый главный инженер предложил две линии: Каменный остров — Малая Охта и вторую по Пискаревскому проспекту. Планировалось два ответвления: по Большому проспекту Васильевского острова и в сторону Колтушей. От второй линии — к Токсово и Всеволожск.

— в 1932 году в институте «Ленгоспроекттранс» родился проект из трех линий метрополитена: от Автово до Финляндского вокзала, от Московского вокзала до жд-станции «Ланская» и от Балтийского вокзала до Казанского собора.

— в 1934 году архитектор Александр Никольский предлагает проект метро в виде подземного трамвая для Крестовского острова. Здесь планировалось возвести самый крупный стадион СССР. Для проезда транспорта предлагалось насыпать холмы, под которыми протянется ветка, а местами сделать ее открытой. Стадион и прилегающий к нему парк культуры не построили из-за войны.

В ноябре 1935 года утверждается новый Генеральный план Ленинграда. Согласно ему город планировалось развивать в юго-западном, южном и юго-восточном направлениях. Авторы Генплана предлагали построить три линии метро: станция «Ланская» — Мясокомбинат, Васильевский остров — Колтуши, Автово – Новая Деревня.

В 1937 году на основе Генплана 1935 года предложили еще более масштабный проект метро с тремя диаметральными линиями глубокого заложения: «Стрельна» — завод «Светлана», Пулково — ЦПКиО, завод «Севкабель» — Рыбацкое. В схеме была и кольцевая линия, а также южная линия. Общая протяженность метро составила бы 165 километров.

Пока судили-рядили о том, каким бы сделать метро в Ленинграде, население города к 1939 году увеличилось до 3 млн человек. И примерно в этот момент начали натужно крякать и намекать на перегруженность городские трамваи.

В этом же году в руки Сталину загадочным образом передают проектное задание по строительству метрополитена в Ленинграде. О ней не вспоминали примерно до января 1941 года, а потом… 17 января Совет Народных Комиссаров ССР и Центральный комитет ВКП (б) издают приказ о строительстве первой очереди ленинградского метрополитена.

Вести строительство планировалось по Кирово-Выборгскому направлению от Автово до Бабуринского переулка, а также от Площади Восстания до Октябрьской железной дороги. Метрополитен планировали сделать похожим на московский, но чуть попроще, с одним выходом вместо двух.

В канун Первомая 1941 года строители уже прошли ствол первой шахты в районе Кировского завода. К июню проложили 11 шахтных стволов и 645 метров штолен к будущим путевым тоннелям. И даже вырывали котлован для оголовка наклонного хода станции «Кировский завод».

Но начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года рушить все планы метростроевцев, и 27 июня того же года принимается решение прекратить строительство подземки. Часть построенных шахт закрыли мешками с песком, а какие-то из них пришлось затопить, чтобы выработки не обрушились.

mosmolnija.ru/obzory/interesno-o-metro-pochemu-metro-peterburga-ne-postroili-ranshe-ch-2/