Архитектурный журнал ADCity

‍♀‍♂Мы продолжаем наш цикл экскурсионных публикаций, благодаря которым лучше узнать город могут не только туристы, но и сами москвичи.

Сегодня у нас в рубрике необычная экскурсия. Из-за жары находиться на улице трудно, поэтому предлагаем вам спуститься под землю, и проехаться по Кольцевой ветка, каждая станция которой — памятник архитектуры.

Станция метро «Парк культуры»
Станция Кольцевой ветки, открытая в 1950 году в районе Хамовники. С нее можно перейти на одноименную станцию Сокольнической линии. Названа она в честь находящегося неподалеку ЦПКиО имени Горького, главного парка столицы. Архитектор станции — Илья Рожин — ставил перед собой задачу зрительно облегчить массивную конструкцию пилонов станции глубокого заложения. Внутри каждого пилона он прорезал арку, визуально разделяющую массивные опоры на четыре угловые колонны. Сами пилоны облицованы мрамором, а пол выложен гранитными плитами серого и черного цветов, составляющими ковровый орнамент. Если присмотреться, можно увидеть 26 барельефов из белого мрамора, изображающие отдых советской молодежи.

Станция метро «Октябрьская»
«Октябрьская» — станция Кольцевой линии метро, открытая в 1950 году. С нее можно перейти на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Название получила в честь Октябрьской площади (ныне — Калужской), неподалеку от которой расположена.
Художественное оформление посвящено теме триумфа победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Подземные своды станции, спроектированные Леонидом Поляковым, разделены арками, у основания которых — барельефы с изображением воинов Советской армии. В самом конце станции находится пустая апсида с голубым небом, закрытая торжественной оградой в стиле ампир. Голубой цвет, по задумке архитектора, должен был придать ощущение нахождения на поверхности.

Станция метро «Добрынинская»
Станция «Добрынинская», открытая в 1950 году, названа в честь участника Октябрьской революции Петра Добрынина. Перед входом в наземный вестибюль можно увидеть его бюст. Здесь можно перейти на станцию «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Внутренний вестибюль спроектирован Леонидом Павловым под впечатлением от храма Покрова на Нерли.
В отделке архитектор использовал приемы, навеянные древнерусским зодчеством. Тема декоративного оформления станционного зала — труд советского народа. В нишах пилонов со стороны центрального зала находятся 12 барельефов скульптора Янсона-Манизера. Арку тупиковой стены украшает мозаика «Утро космической эры».

Станция метро «Павелецкая»
Станция Кольцевой линии «Павелецкая» была открыта в Замоскворечье в 1950 году. Отсюда можно перейти на одноименную станцию Замоскворецкой линии (кстати, этот переход — самый длинный в Московском метрополитене). Зайдя в верхний вестибюль, можно увидеть сферический свод с декоративными лепными розетками со звездами, а также мозаичное панно «Красная площадь» с изображением Мавзолея, Спасской башни и Покровского собора над аркой эскалатора.
Колонны внутреннего вестибюля облицованы белым и коричневым мрамором и декорированы геометрическим орнаментом. В мраморе можно увидеть окаменелости древних обитателей морей: морских лилий, наутилусов, губок и других. Также на стене внутреннего вестибюля находится мозаика «Рабочий и колхозница».

Станция метро «Таганская»
«Таганская» — станция Кольцевой линии метро, открытая в 1950 году. Названа в честь одноименных площади и улицы. Отсюда можно перейти на «Таганскую» станцию Таганско-Краснопресненской линии и «Марксистскую» станцию Калининской линии. Наземный вестибюль представляет собой серое трехэтажное прямоугольное здание с мощной аркой. На момент открытия станция была самой глубокой в Московском метрополитене: глубина ее заложения составляет 53 метра. На стенах во внутреннем вестибюле во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с панно на военную тематику. Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Над промежуточным залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году при строительстве станции и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры.

Станция метро «Курская»
Станция «Курская» Кольцевой линии метро была открыта в 1950 году в Басманном районе. Названа по одноименному вокзалу. Здесь можно перейти на «Курскую» станцию Арбатско-Покровской линии и «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии. Наземный вестибюль облицован темно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и черным мрамором, а если посмотреть на верх арки, можно увидеть две даты — 1945 и 1949. На балках внутреннего вестибюля написана строка из гимна СССР, посвященная Сталину. Люстры в вестибюле выполнены в виде красных пятиконечных звезд.
У станции есть два внутренних вестибюля со сложными системами переходов на другие станции и к зданию вокзала. В оформлении выбран древнеримский стиль с орнаментами и геометрическими узорами, сама станция облицована светлым мрамором и красным гранитом.

Станция метро «Комсомольская»
Станция, получившая свое название по Комсомольской площади, была открыта в 1952 году. Здесь находятся три железнодорожных вокзала — Ленинградский, Ярославский и Казанский, а также переход на одноименную станцию Сокольнической линии. Архитектурный стиль, в котором выполнена станция, называется сталинский ампир. Его отличительные черты — помпезность с сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Темой оформления станции стала фраза «Слава победоносному русскому оружию», а сюжетами — знаковые эпизоды истории России. На своде станции можно увидеть восемь больших мозаик, которые иллюстрируют речь Сталина от 1941 года. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Еще два панно изображают выступление Ленина перед красногвардейцами и монумент «Родина-мать» на фоне Спасской башни Кремля. Колонны отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен малиново-красным гранитом.

Станция метро «Проспект Мира»
Станцию «Проспект Мира», названную по проходящему здесь проспекту, открыли в Мещанском районе в 1952 году. До 1966 года она называлась «Ботанический сад». Отсюда можно перейти на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Наземный вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, его спроектировал Аркадий Аркин. Стена напротив эскалатора украшена панно «Матери мира», на котором изображены матери с детьми трех основных рас на фоне известных городских построек, которые строят вместе замок из песка. Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы», что выражается в растительном орнаменте на карнизах пилонов.Также на станции можно увидеть ряд медальонов с агрономами, цветоводами и садоводами за работой. В облицовке использованы красный мрамор и черные гранитные плиты.

Станция метро «Новослободская»
«Новослободскую» открыли в 1952 году в Тверском районе. Она заслуженно считается самой красивой станцией Кольцевой линии. Несмотря на то что она пилонная, а не колонная, массивной станция не кажется за счет 32 арочных витражей. Для их изготовления использовали стекла из кафедрального собора в Риге, которые предназначались для костелов. На них изображены цветы в вазах, сказочные растения и птицы. Торцевую стену украшает панно «Мир во всем мире» с матерью и младенцем, который тянет руки к голубю.

Станция метро «Белорусская»
Станцию «Белорусская» Кольцевой линии метро открыли в 1952 году, названа она в честь находящегося здесь вокзала. Восточный вестибюль на Лесной улице, открытый в 1997 году, украшен панно португальской художницы Грасы Мораиш. Это панно — дар мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы. Художественное оформление станции посвящено теме рассвета хозяйства и культуры Белоруссии. Пилоны облицованы светлым мрамором, а своды потолка декорированы рельефным орнаментом и двенадцатью мраморно-мозаичными панно.
Отсюда можно перейти на «Белорусскую» станцию Замоскворецкой линии. В переходе установлена монументальная композиция «Белорусские партизаны».

Станция метро «Краснопресненская»
Станция «Краснопресненская» была открыта в 1954 году и названа в честь улицы Красная Пресня. Отсюда можно перейти на станцию «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии. Художественное оформление посвящено теме революционного движения в России начала XX века. Так, свод центрального зала украшают 14 барельефов с событиями 1905 и 1917 года. Со стороны платформы над пилонами расположены однотипные барельефы «1905–1917». Пилоны станции облицованы темно-красным гранитом, карнизы выполнены из белого мрамора, а пол выложен красным и черным гранитом.

Станция метро «Киевская»
Станцию «Киевская» открыли на Кольцевой линии в 1954 году и назвали в честь одноименного вокзала. Здесь есть переход на станции Филевской и Арбатско-Покровской линий. Ее художественное оформление посвящено теме дружбы российского и украинского народов. Символично, что проект выполняли киевские зодчие. Станция выделяется среди остальных роскошными мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они окаймляются широким лепным орнаментом по национальным украинским мотивам. На торцевой стене центрального зала станции расположено панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР. Станцию также украшают массивные люстры. Примечательно, что один из выходов из метро выполнен по образцу Парижского метрополитена.

Exit mobile version