До сегодняшнего дня в метро одновременно открывали больше десяти станций лишь однажды, случилось это в день запуска подземки – 13 мая 1935 года. Тогда открыли 11 километров Сокольнической линии, на которой расположились 13 станций. Ветка шла от станции «Сокольники» до «Охотного Ряда» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». Протяженность открытых на этой неделе участков Большой кольцевой линии составляет 20 километров. Это западный, юго-западный и южный участки, на которых расположились девять новых станций и одна реконструированная. Мы решили рассказать вам про каждую из них.
«Терехово»
Это трехпролетная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами, входящая в состав западного участка БКЛ. Она станет главным транспортным объектом в программе комплексного освоения этой территории в центре Мнёвниковской поймы, где сейчас строят жилые кварталы. Дизайн «Терехово» разработала архитектурная компания Buromoscow. Колонны станции украсили силуэты человеческих фигур, изображения которых нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Архитектурный акцент сделан на светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен гранитом. Изначальное название станции соответствует нынешнему, однако в проектах его неоднократно меняли. В 2019 году Сергей Собянин подписал постановление о присвоении станции названия «Мнёвники» по находившейся рядом бывшей одноименной деревне. Но уже 8 декабря 2020 года было подписано новое постановление, которое отменяло это название. Интересно, что в 1990-е годы, а также с 2010 по 2016 год станция фигурировала на перспективных картах строительства как «Парк чудес». Это было связано с проектом создания самого большого в Европе парка аттракционов и развлечений именно в Тереховской пойме. Но впоследствии парк открыли в Нагатинской пойме, назвав его «Остров мечты».
«Давыдково»
Это двухуровневая станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами, входящая в состав юго-западного участка БКЛ. Ее длина 208 метров, высота потолков – шесть метров. Расположена она вдоль Аминьевского шоссе у примыкания к нему Инициативной улицы. Рядом со станцией находится крупная база МЧС России, поэтому ее дизайн посвятили российским спасателям. В оформлении преобладают фирменные цвета ведомства: белый, оранжевый, серый и синий. Входная группа оформлена стеклянным витражом «Герои всегда рядом» в технике графического полотна. На витраже изображены крупные фигуры героев ведомства. Среди них погибший глава МЧС России Евгений Зиничев, рядовые пожарные, спасатели, саперы, горноспасатели, летчики, водолазы и медики. На стенах – барельефы из художественного бетона (работа скульптора Салавата Щербакова), показывающие героическую службу сотрудников МЧС. Кассовый зал и турникетную группу украсили работой с названием «Звезда спасения». В ее центре расположена икона «Неопалимая Купина», считающаяся небесной покровительницей МЧС, а на заднем плане – пожарная каланча. Идейным вдохновителем оформления станции стал врио министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.
«Аминьевская»
Станция мелкого заложения с двумя подземными вестибюлями, входящая в состав юго-западного участка БКЛ. Расположена вдоль Аминьевского шоссе, рядом с путями Киевского направления Московской железной дороги. На основе станции формируется ТПУ «Аминьевское шоссе», в будущем она станет пересадочной на одноименную платформу МЦД-4, соединяющую Киевское и Горьковское направления. Дизайн посвятили морской тематике. 3D-потолок собран из множества алюминиевых реек, которые смонтировали в форме волнообразных конструкций. Они напоминают мягкие «волны-барханы», в вершины которых вмонтированы группы точечных подвесных светильников. Потолок создает иллюзию сверкающих на солнце волн. Путевые стены выполнили в голубом и синем цветах. Темно-коричневые прямоугольные колонны выделяются на фоне пола из полированного серого гранита. Колонны облицованы балтийским гранитом, платформа – сибирским гранитом. В зоне эскалаторов использовали натуральный мрамор. Названием станция обязана одноименному шоссе. В начале XX века Аминьевским шоссе стала дорога, ведущая в деревню Аминьево-Выселки и сельцо Аминьево.
«Кунцевская»
Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами, входящая в состав западного участка БКЛ. Она расположена вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и путями МЦД-1. «Кунцевская» стала последним звеном гигантского транспортно-пересадочного узла, связывающего три линии метро и МЦД-1 (Одинцово – Лобня). Пока на станции действует только южный вестибюль с выходами к улицам Ивана Франко и Красных Зорь, северный вестибюль введут позднее. Оформлена станция в стилистике античной мозаики. На потолке использованы глянцевые белые панели, они напоминают просветы в скалах. Геометричность и прямые углы станции нивелируются большими лампами. В качестве основного источника света на платформе и в павильоне использованы накладные цилиндрические светильники с рассеянным светом. Их отделали матовыми алюминиевыми панелями с фоторисунком терраццо. Такой же принт использован в оформлении потолка. Пол облицован светло-серым гранитом. Первое проектное название станции – «Можайская», для нее даже разработали проект отделки с отсылкой к продукции Можайского молокозавода. Но позднее приняли решение о наименовании всех транспортно-пересадочных узлов Москвы по одноименному принципу, поэтому станция получила название «Кунцевская».
«Мичуринский проспект»
Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с островной платформой, входящая в состав юго-западного участка БКЛ. Расположена вдоль улицы Удальцова у пересечения с Мичуринским проспектом в районе Раменки. На базе станции действует одноименный транспортно-пересадочный узел, здесь можно перейти на Солнцевскую линию. Строительством занимался подрядчик из КНР – компания China Railway Construction Corporation Limited (CRCC), поэтому платформу оформили в китайской тематике. Световые инсталляции на потолке украшают китайские иероглифы, символизирующие дружбу, а также в оформлении использованы растительные мотивы, отсылающие к работам биолога Ивана Мичурина. Наземный вестибюль выполнен в светлых и темно-серых тонах. Основной выразительный элемент станции – потолочные конструкции, представляющие собой чередование двух видов панелей со встроенными в нижнее ребро светильниками. Половина панелей выполнена из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, в котором лазерной резкой вырезаны китайские орнаменты. Другая половина панелей целиком состоит из шлифованной нержавеющей стали, на поверхность которой нанесен графический рисунок. Станция названа по одноименному проспекту. В 1956 году его назвали в честь знаменитого советского садовода-селекционера Ивана Мичурина.
«Новаторская»
Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения с островной платформой, входящая в состав южного участка БКЛ. Расположена она на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта. «Новаторская» станет пересадочной на одноименную станцию строящейся Троицкой линии метро. Специалисты ГК «Моспроект-3» подобрали уникальное решение для создания архитектурного облика станции. При типовой конструкции «Новаторская» имеет ярко выраженный индивидуальный образ с узнаваемым колористическим решением. Ее главное украшение – подвесной «пламенеющий» потолок с разноформатными панелями из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Впервые в отделке потолка платформы использовали стекло. Оно реализует целый спектр эффектов – отражение, преломление, цвет, прозрачность и люминесценцию. Все это создает игру света с множеством цветовых оттенков, которые накладываются друг на друга в перспективе. Композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства. Станция получила название по расположенной рядом улице Новаторов, которая, в свою очередь, названа в честь строителей-новаторов, возводивших в 37–38-м кварталах юго-запада Москвы пятиэтажные микрорайоны.
«Зюзино»
Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения с одной островной платформой, входящая в состав южного участка БКЛ. Расположена она вдоль улицы Каховки, у ее пересечения с Севастопольским проспектом. В дизайне «Зюзино» использованы серые, черные и желтые цвета. Путевые стены оформили алюминиевыми панелями. При типовой конструкции станция имеет индивидуальный образ, сочетающийся с эстетикой района типовой застройки 1960-х годов. Главная «фишка» платформы – декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. При создании 3D-конструкции авторы проекта обращались к опыту архитекторов, работающих в футуристическом стиле. Он предполагает использование в архитектуре и дизайне природных форм. Объемный потолок с имитацией пчелиных сот создали из алюминиевых пластин разных размеров и множества светодиодов. Станция «Зюзино» улучшит транспортную доступность районов Зюзино и Черемушки, снизит загрузку южных участков действующих перегруженных линий подземки – Сокольнической, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской. Интенсивность уличного движения в районах Обручевский, Черемушки и Зюзино снизится на 10–15%. Название станции связано с районом Зюзино, где находилась усадьба Василия Зюзина, опричника Ивана Грозного.
«Проспект Вернадского»
Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с островной платформой, входящая в состав юго-западного участка БКЛ. Располагается вдоль улицы Удальцова у пересечения с проспектом Вернадского. На базе станции работает транспортно-пересадочный узел, с нее можно перейти на Сокольническую ветку метро. Платформа выполнена в стиле хай-тек. Ее образ основан на сочетании геометрических форм монохромной отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены, переходящей в зоне пересадки в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходков. На потолке светло-серого цвета в шахматном порядке располагаются встроенные светильники. Их отражение создает узор на мраморном полу.
Центральная часть платформы обрамлена двумя рядами прямоугольных колонн, облицованных гранитом габбро, черный цвет которого контрастирует с серыми полутонами потолка и золотистой гаммой путевой стены. Спокойным фоном для этого сочетания служит пол платформы из полированного гранита. Стены касс облицованы оранжевым агломератом – высокопрочным искусственным камнем. Станция названа по одноименному проспекту, который носит имя русского и советского ученого – академика Владимира Вернадского – основателя биогеохимии и создателя учения о биосфере и ноосфере.
«Воронцовская»
Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с островной платформой, входящая в состав южного участка БКЛ. Расположена она на территории производственной зоны «Воронцово» в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице. На станции будет действовать переход на Калужско-Рижскую линию. При оформлении платформы впервые в истории подземки использован кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который износоустойчив из-за отсутствия пустот. Над материалом проводили эксперименты, которые показали, что в нем не образуются трещины от ударов. «Воронцовскую» оформили в космической тематике. Потолок платформы состоит из 11 тысяч алюминиевых «тарелок». С помощью программ трехмерного моделирования получилось сымитировать Млечный Путь. На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции, связанное с городом Калугой, где жил и работал знаменитый ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. Ломаные серые колонны на платформе напоминают метеориты, а полоцкий мрамор из российских карьеров ослепляет, как «белый бриллиант» – звезда Сириус. Название «Воронцовская» жители поддержали голосованием на платформе «Активный гражданин». Дело в том, что рядом находится природный историко-архитектурный рекреационный парк «Усадьба Воронцово».
«Каховская»
Эту единственную из 10 открывшихся станций не построили с нуля, а реконструировали. Платформу открыли в 1969 году в составе Замоскворецкой линии. А в 1995-м участок от «Каховской» до «Каширской» выделили в отдельную ветку – Каховскую. Это была самая короткая линия столичной подземки, она состояла всего из трех станций, сейчас все они интегрируются в состав БКЛ. «Каховская» – станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная с островной платформой, в центре находится переход на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Станция «Каховская» была сооружена по типовому проекту, популярному в 1960–1970-х годах. Ее отличительной особенностью стали колонны в форме правильного восьмиугольника. Обычно на станциях, построенных по этому типовому проекту, колонны в сечении квадратные. Путевые стены «Каховской» украшены оригинальными литыми панно-барельефами, посвященными Гражданской войне. Во время реконструкции исторический облик станции сохранили. Модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. В западном торце станции построили дополнительный вестибюль с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
Пост подготовлен по материалам газеты «Московская перспектива».