Трамвай — один из самых экологичных транспортных средств на сегодняшний день. А что, ездит на электричестве по рельсам. Никаких минусов для природы, сплошные плюсы.
Но это же логично, что трамвай был не всегда. Как и когда он зародился? Вернее, из чего?
Из конки или из конно-железной городской дороги. На самом деле, все было проще, чем кажется из названия. Это был открытый или чаще закрытый экипаж — вагон. Его тянула по рельсовым путям пара лошадей. Ими, соответсвенно, управлял кучер.
В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали специальные люди — форейторы. Они впрягали в повозку ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место. Затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
Что в мире?
Самые первые городские конки появились в США в Балтиморе в 1828 году. Это были вагончики на колесах, которые тянули за собой лошади.
Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для выступа колеса. Именно с помощью этого трамвай не сходит с путей. И вскоре новый тип железных дорог широко распространился в крупных городах Северной Америки и Европы.
А теперь — на Родину.
В России все шло проще и даже немного раньше. В 1820 году мещанин Иван Эльманов спроектировал конно-рельсовую дорогу, которую назвали «дорогой на столбах».
Здесь рельсы для конки использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях.
Для загородных колейных дорог русский изобретатель Иосиф Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладывались на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, расположенным поверх земли.
И началось масштабное строительство. Так, по всемирным данным за 1890 год, протяжённость конных железных дорог составляла:
— США — 8955,8 км.
— Германия — 1286 км.
— Россия — около 600 км.
— Нидерланды — 592 км.
— Франция — 508 км.
— Бельгия — 404 км.
— Великобритания — 343 км.
— Италия — 223 км.
— Австро-Венгрия — 222 км.
— Дания — 61 км.
— Швейцария — 28 км.
В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров:
— Санкт-Петербург — товарная в 1860 году, пассажирская в 1863 году;
— Москва — 1872 год;
— Казань — 1875 год;
— Рига — 1882 год;
— Саратов — 1887 год;
— Баку — 1889 год.
Также рельсы собрали в Самаре, Воронеже, Минске и др.
А что в Москве?
Первую московскую конку»проложили от Тверской заставы до Красной площади. Её строительство начали из-за проведения летом 1872 года Политехнической выставки. Приурочили все к 200-летию со дня рождения Петра Великого.
Торжественное открытие состоялось в день старта выставки — 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II.
В Москве конка представляла собой крытые вагоны длиной 8 метров и шириной 2 метров. Каждый из них мог вместить 40 пассажиров.
Сидения были установлены внутри и на крыше-империале, при этом дамам сидеть вверху возбранялось.
Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Тут все стандартно.
К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 километров. На 25 линиях курсировал 241 вагон. Пассажиры могли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.
Кстати, в большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала. Одной из таких компаний было бельгийское «Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России».
В свою очередь в Брюсселе в 1885 году учредили «Генеральную компанию трамваев Москвы и России», в народе называвшаяся просто «Бельгийским обществом».
Конечно, время шло, и на место конки пришел обычный электрический трамвай. Однако, зачастую, фирмы-владельцы вагончиков с лошадьми становились ярыми противниками внедрения новинки.
Такая ситуация, например, была в Санкт-Петербурге, Харькове и Самаре. Именно поэтому пути трамвая прокладывались параллельно путям конки.
Конечно, это было связано еще и с желанием городских властей строить трамвай, который бы принадлежал городу, и доходы бы шли в казну.
В других городах власти постепенно выкупали хозяйство конных дорог для превращения конки в трамвай. Среди них была и Москва. Такой ход событий был наиболее благоприятным для служащих конки: они не лишались работы, а приобретали другого руководителя и переучивались.
Использование конки в Москве продолжалось до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917.
А на фото вы увидите различные вагончики конно-железных дорог с их открытия до 1900 годов в Москве:
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews