А вы замечаете дизайн остановок для автобусов и трамваев?
Сейчас их сооружают из стекла и металла, проводят свет, устанавливают зарядки для телефонов, яркие экраны с полезной информацией. А как было раньше?
Из-за постоянного развития Москвы может показаться, что в первой половине 20 века остановок как объектов или зданий вовсе не было. Но это не так.
Сегодня мы расскажем о самой старой в Москве трамвайной остановке, которая появилась еще в конце 1920-х годов.
Это не значит, что раньше их не было. Просто до наших дней дошло всего несколько таких остановок.
Начнем, как обычно, с предыстории. Первая трамвайная линия в Москве появилась еще в 1886 году. Она шла от Бутырской заставы до площади Савёловского вокзала. И вот сейчас кто-то может сказать: «Какой 86-ой год? Тогда еще на лошадях ездили!» И да, именно так. По этой ветке ходила конка — вагоны с людьми тянули лошади.
Интересно, что будет, если, для эксперимента, запустить такую сейчас? Думаем, что неразбериха. А тогда это работало, и весьма успешно.
Но время не стоит на месте. И в 1891 году на замену конкам пришли «паровички» или трамваи на паровой тяге. Из-за несовершенства технологий они были весьма пожароопасны, поэтому новые линии для «паровичков» проложили по самым окраинам города.
Один из маршрутов тянулся до Петровской земледельческой академии. На нем открыли множество остановок, в том числе и «Красностуденческий проезд». Первый павильон здесь построили в конце 1890-х годов по проекту архитектора Франца Когновицкого.
Но в конце 1920-х трамвайные линии решили впервые расширить и обновить. Бо́льшую часть московских остановок создал архитектор Евгений Шервинский. Он и разработал этот павильон.
Необычная для того времени остановка напоминала маленький домик. Вместо привычных открытых площадок без стен здесь появилось мини-здание с закрытыми залами ожидания. Крышу поддерживали чугунные столбы, а почти до середины стены шла чугунная решетка.
Интересно то, что проект Шервинского стал типовым. Подобные павильоны были сборными, и монтировались по всему городу. Вероятно, он вдохновлялся и работами других авторов, но в целом его проект был уникален.
Кстати, такой же павильон сохранился в Войковском районе недалеко от Ленинградского шоссе.
Но вернемся к нашей остановке. Она пережила Вторую мировую войну, но не устояла перед пожаром: в 1980—1990 годы из-за огня были потеряны все деревянные элементы. Уцелели только чугунные колонны и решётка в нижней части. Но раз есть место, не важно, что оно в аварийном состоянии, можно здесь что-то сделать. Так подумали предприимчивые москвичи, и открыли здесь пункт приёма ремонта обуви и торговую палатку.
В 2013 году павильону исполнилось около 85 лет, а может быть даже и больше, потому что точной даты создания у нас нет. На юбилей он получил статус выявленного объекта культурного наследия, а почти через полтора года — в 2015-м — признан памятником регионального значения.
Напомним, в это время остановка все еще выглядела, как в 90-е. Власти столицы решили, что с этим надо что-то делать. И в 2016 году станция вошла в программу «рубль за метр». В рамках нее инвесторы получают от города льготную цену для долгосрочной аренды при условии, что они отреставрируют здание и будут за ним ухаживать. Кстати, условия распространяются только на объекты культурного наследия.
В ноябре того же года павильон был выставлен на торги. Победителем стал индивидуальный предприниматель.
Работа пошла. В мае 2017 года был подписан проект по восстановлению остановки. Ее пришлось практически создавать заново: из-за пожара и многолетнего разрушения сохранились только постаменты и нижние части чугунных колонн.
Интересно, что восемнадцать малых капителей (это верхушки столбов) отлили по образцу одной сохранившейся детали во внутренней части остановки. Между колоннами вмонтировали деревянные панно с восстановленным узором.
И в начале августа 2018 года реставрация была завершена. Центральная часть павильона так и осталась залом ожидания, а остальную площадь отдали под социальный магазин.
Кстати, в 2017-м остановка получила статус памятника культурного наследия города Москвы.
Мы нашли очень интересные кадры:
1. Фото от 1935 года. Здесь мы видим трамвай, который как раз стоит около павильона — край зданьица виден за деревьями. А дальше можно рассмотреть поля Тимирязевской академии.
2-3. Далее — трамвайная остановка на фото от 1951 года.
4. Остановка после пожара в 1988 году. Да, она не выглядит, как пепелище, поэтому здесь и открыли магазин.
5-6. До реставрации (2015 год) и сразу после восстановления.
Автор текста — Мария Купцова.
#утренняя_история@interestingmnews