Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

В Москве есть знаковое здание, которое прошло через века практически без изменений. И имя ему — Павелецкий вокзал. Хотя изначально он носил совсем другое название. Сейчас объясним, почему. Для этого вернемся в совсем не московское прошлое.

В 1866 году в России открыли Рязанско-Козловскую железную дорогу. Позже ее переименовали в Рязанско-Уральскую, но итог был все равно один — линия не имела выхода к Москве. Поэтому в мае 1897 года Николай II дал разрешение на постройку ветки Павелец — Москва.

Работы были завершены в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Но во время сооружения появился логичный вопрос — куда будут прибывать люди? У линии не было официального вокзала, а только платформа.

Поэтому параллельно начинается строительство здания. Проект разработали архитекторы Н. А. Квашнин и Ю. Ф. Дидерихс, и для своего времени очень неплохо. Он был возведен по всем строительным канонам, достаточно удобен, рационально спланирован. В нем была даже система отопления и необыкновенно изящная башенка-амфора, игравшую роль флагштока.

Торжественное открытие вокзала состоялось 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1900 года. С этого дня он начал принимать составы Рязанско-Уральской железной дороги, но его название может вас удивить. Когда люди приезжали в Москву по этой линии, то они выходили на платформу… Саратовского вокзала.

Казалось бы, главная линия — Рязанско-Уральская, ветка — Павелец — Москва, а у станции вообще третье название. Но все намного проще. Такое имя возникло по совсем не таинственным, бюрократическим причинам: управление этой дороги находилось в Саратове.

Кстати, интересный факт. 23 января 1924 года сюда прибыл траурный поезд с телом Владимира Ленина. Собственно, именно поэтому в середине 1920-х годов и сам вокзал назывался «Ленинским». Это имя не прижилось, но осталось на старых картах Москвы того времени.

Нынешнее название вокзал получил уже после Великой Отечественной войны по тому самому посёлку Павелец Рязанской области. Но с вождем пролетариата так просто расстаться не могли. С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской, а в 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина».

Благодаря имперским архитекторам, здание Павелецкого органично вписалось в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, его внешний облик решили оставить, но требования к новому проекту были весьма высоки: станцию хотели осовременить.

Работы провели «Мострансстрой». Архитекторы А. Б. Гурков, С. Д. Кузнецова и А. Р. Воронцов почти не тронули основной стиль здания и при этом смогли встроить в него вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

Так, капитально обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года. Он превысил старый по объёму в шесть раз и в четыре — по пропускной способности. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тысяч человек в час, а это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Собственно, таким он остался и до наших дней.
Сейчас рядом с Павелецким строят транспортно-пересадочный узел, обустраивают многострадальную площадь. Как будет дальше — покажет только время. Но здание прошло через век и сейчас мы видим его практически таким, каким он был еще при последнем Императоре.

И теперь, как обычно, — фотографии:

1. Вокзал в 1905 году;
2. Прибытие Ленина на платформу Павелецкого вокзала, 1924 год;
3. Транспортный комплекс в наши дни.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version