Доброе утро!

Самое известное авангардное здание Москвы — это, кончено же, личный дом архитектора Константина Мельникова. Он расположился в Кривоарбатском переулке, д. 10 в районе Арбат.

Мастер создал для себя и своей семьи уникальное строение не только по меркам 20-го века, но и 21-го. Здание проектировалось с учетом исключительно собственного вкуса и представлений архитектора о жилище и рабочей среде.

При создании эскизов дома Мельников выступал сразу в двух ролях – заказчика и проектировщика – и мог позволить себе максимальную свободу.

Уникальным дом Мельникова делает еще и его, так сказать, предистория. В конце 1920-х годов, когда в СССР велось свертывание НЭПа, по всей стране началось строительство домов-коммун, лишь ему единственному разрешили возвести частный дом в центре столицы. И этому есть несколько объяснений:

— дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением;
— Мельников был уже всемирно известным архитектором;
— архитектор строил дом на свои деньги;
— участок был получен в награду от Советской власти за работу над первым саркофагом В.И. Ленина в 1924 году.

Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Кстати, несколько из них Мельников потом запатентовал.

И вот, что они из себя представляют.

Стены выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. В результате такой конструкции образовались 124 шестиугольных проема. Большая часть из них была заложена, но около 60 оставлены под окна и ниши.

В случае необходимости этот каркас позволяет, не ослабляя несущих конструкций, менять расположение оконных проемов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие.

Во время строительства ненужные ниши закладывались битым кирпичом и строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость возведения и сэкономить материалы. Как вспоминают современники, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.

В итоге здание соорудили в виде двух разновысоких вертикальных цилиндров одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса. Если посмотреть на дом сверху, то его форма напоминает цифру 8.

Более низкий цилиндр со срезанной по вертикали южной частью венчает плоская крыша с открытой террасой, на вот соседнем здании кровля покатая.

В низкой части устроили единственный вход в дом с витражным остеклением всей стены с дверью. Остальные стены этой части здания сделали почти глухими – вырезаны лишь пара окон внизу. Во втором же «корпусе» прорезали 57 шестигранных окон.

Помимо этого, в здании соорудили три этажа, где разместились:

— коридор;
— столовая;
— кухня;
— коридор;
— санузел;
— комната хозяйки;
— рабочие комнаты детей;
— туалет;
— гостиная;
— спальня;
— мастерская Мельникова.

В подвале дома находятся камера калорифера, кладовая и погреб для хранения продуктов.

Все было бы хорошо, если бы все в стране были авангардистами. Но нет. Архитектурное решение дома-мастерской современники оценили неоднозначно.

Так, в 1929 году, когда возведение ещё только заканчивалось, на страницах журнала «Строительство Москвы» уже развернулась дискуссия.

Сначала была опубликована статья известного архитектурного критика Н. Лухманова, который высоко оценил проект Мельникова. Через несколько номеров редакция опубликовала другие отклики инженеров и архитекторов, с неоднозначными оценками здания, о чём свидетельствуют заголовки статей: «Опыт должен привлечь внимание», «Беспринципный эксперимент», «Неудачные конструкции».

Бурное обсуждение и противоречивые высказывания из середины 1930-х годов превращаются в резко критическую оценку в середине 1950-х. Это связано с переходом советской архитектуры от авангардистских идей к сталинскому ампиру.

Конечно, дом никто не собирался сносить как неугодный режиму. Но это не значит, что ему было хорошо: здание постоянное перестраивали, неудачно ремонтировали, стены трескались.

Дошло до того, что 17 апреля 2006 года международная конференция «Heritage at Risk — Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» приняла резолюцию с просьбой к Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Комитету по культурному наследию города Москвы:

— признать, что выдающееся наследие Константина Мельникова находится в опасности,
— разработать план сохранения дома Мельникова и его коллекции в рамках существующих международных стандартов по проведению реставрационных работ,
— обеспечить включение дома Мельникова и его коллекции в список памятников федерального значения.

В том же году здание включили в «World Monuments Watch list of 100 most endangered sites» — Список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения.

Далее решили действовать активисты. Так, весной 2013 года музей архитектуры имени А. В. Щусева провёл конкурс на создание концепции музея Мельниковых, в котором победил проект бюро Citizenstudio.

А сам государственный музей Константина и Виктора Мельниковых был учрежден Министерством культуры РФ в 2014 году в качестве филиала Музея архитектуры им. А. В. Щусева, расположенного на ул. Воздвиженка в пешеходной досягаемости от Дома Мельникова.

Подготовка Дома началась в конце октября 2014 года, а с 3 декабря 2014 года Дом Мельникова как главный экспонат музея был открыт для посетителей.

С апреля 2014 года садовая территория вокруг дома стала круглогодично открытым для бесплатного посещения музейным пространством. В 2015 году по первоначальному дизайну Константина Мельникова было воссоздано уличное ограждение Дома с необычной полуциркульной входной группой.

Сейчас здесь открыт Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, ведется реставрация. Здание не будут полностью закрывать во время работ.

А теперь — к фото:

1. Один из «круглых» вариантов проекта, 1922 год;
2. План участка дома Мельникова в Кривоарбатском переулке;
3. Каркас дома в процессе строительства (у дома — Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927 год;
4. Мембранная конструкция междуэтажного перекрытия, 1929 год;
5. Спальня, 1930-е годы;
6-7-8. Здание снаружи, наши дни;
9-10. Здание внутри, наши дни.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях