Доброе утро!

Сегодня мы поговорим о Ленинградском вокзале, а точнее — об удивительном круглом здании в конце платформ. Это депо Николаевской железной дороги. Да, именно так, по дореволюционному.

Сейчас все расскажем.

Круговое депо строилось в 1846 — 1851 годах вместе с линией по указу Николая I. Кстати, именно поэтому ветка называлась Николаевской. А если говорить о депо, то всего на маршруте Петербург — Москва построили девять «круглых зданий для хранения локомотивной машины».

Но московская станция, в отличие от остальных, находилась еще и вблизи водоёма — Красного пруда. Причём паровозное депо стояло на самом его берегу. Из-за этого нужно было внести серьезные изменения в проект по сравнению с типовым решением. Так, автор депо и вокзалов Константин Тон решил поднять здание на высокое основание и придать ему форму простого круга. Мастерские из-за проблем с местом решили строить отдельно. Их вынесли далеко за пределы депо — в ту часть территории, где сейчас располагается вагонный участок.

Впоследствии они вошли в состав новых зданий, построенных в конце 19 века, и сейчас практически не просматриваются.

Но везде есть плюсы. Если нет мастерских, значит нет необходимости создавать въезд для поездов. Поэтому на месте специальных путей были устроены ещё два стойла для паровозов. Таким образом, общее число мест в московском депо составило 20 против 18 — у остальных.

Подряд на постройку локомотивного здания при станции был передан коммерческому советнику Терлецкому 29 июля 1846 года.

Все работы завершились через пять лет — в 1951 году. Яркое и выразительное паровозное здание, увенчанное металлическим куполом, стало акцентом не только станционного ансамбля, но и всей окружающей местности.
Некоторое время депо использовалось по назначению, но потом прошла модернизация путей, паровозы сошли на нет, и здание начали постепенно забрасывать. И пусть фактически оно находилось в собственности Министерства путей сообщения до 1991 года, здесь уже давно ничего не устанавливали.

Конечно, нужно сказать, что в 2016 — 2018 годах в здании прошла реконструкция, но все же бо́льшая часть исторического облика утрачена.

Сейчас здесь расположена книжная ярмарка.

А теперь — к историческим кадрам:

1. Разрез Круглого депо. 1840-е.
2. Круговое локомотивное депо Николаевской железной дороги. 1850-е.
3. Круговое депо в 1860-е годы.
4-5-6-7. Депо, наши дни.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях