Северный речной вокзал — один из символов Москвы. Но, как вы знаете, в столице есть и Южный порт. О нем вспомнили, когда весной 2020 года в Нагатинской пойме недалеко открылся тематический парк «Остров мечты».
Но как он появился и почему «переезжал» три раза? Сейчас расскажем.
Переносимся в 1930-е годы.
У руководства города были грандиозные планы — наладить движение не только наземного, но и речного транспорта в Москве. Поэтому почти за год до перестройки столицы на Химкинском водохранилище решили возвести Северный речной вокзал или «Порт пяти морей». В Нагатинском затоне должен был одновременно появиться его южный собрат.
Но получилось иначе. Изначально Южный речной вокзал решили построить в Кожуховской гавани. Здесь тогда заканчивалась городская территория.
Задумка была отличная: рядом с портом проходила железнодорожная ветка. Поэтому с поезда можно было легко пересесть на речной транспорт и отправиться через Коломну на юг страны. Не забываем, что из Москвы-реки пароходы попадали в Оку, Каму и Волгу!
Что касается здания, то… Нет, даже не надо сравнивать с Северным портом столицы. Южный речной вокзал получил только временное деревянное здание. Но и оно запомнилось москвичам своей необычной архитектурой.
Работал над ним одессит Роман (Рувим) Хигер, известный как архитектурный критик и идеолог конструктивизма. Кстати, именно ему принадлежит авторство здания туберкулезного института в форме самолета на Яузской аллее.
Интересно, что архитектор проектировал вокзал не просто так. В то время он уже имел представление, как будет выглядеть южная акватория Москвы. Планы обводнения столичных рек начали реализовывать в 1931 году.
Поэтому Роман Хигер понимал, каким станет Нагатинский затон с каскадом шлюзов и судостроительным заводом. Он как бы встраивал вокзал в будущий ансамбль.
В итоге получилось очень интересное здание с мотивами курортных городов. Оно состояло из двух павильонов (для пригородных и основных маршрутов), объединенных переходом.
Автор реализовал в этом здании очень интересную идею — в оформлении был использован глубокий ультрамарин для имитации южной ночи. В иссиня-черный цвет выкрасили купол здания. Внутри была гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка, а над центральным кассовым залом простиралась южная ночь.
В 1930–1950-е годы Южный речной вокзал был довольно популярным местом. Очевидцы вспоминали, когда пошли первые суда, был такой ажиотаж, что люди свешивались с бортов. Народ вставал в огромные, как на аттракцион.
Но обводнение Москвы позволило развивать на южном направлении и промышленную навигацию.
Здесь всегда было много предприятий, которым удобно было доставлять грузы по воде. Еще до революции в Капотне находились нефтеналивные терминалы, куда прибывали танкеры с Каспия. Именно поэтому позже здесь создали нефтеперерабатывающий завод.
В войну баржи с юга Москвы помогали защищать центр столицы. Их установили в районе Кремля: суда скрывали русло реки, из фанерных выгородок на них построили сооружения, имитирующие городской ландшафт. Это помогало запутать немецких летчиков, бомбивших город.
И ни война, ни развитие и обводнение Москвы не дали шанса на переезд Южному вокзалу. Так он и стоял до 1972 года.
К этому времени в черту Москвы вошли ряд областных центров — Перерва, Нагатино, Коломенское, Печатники. Реку продолжали углублять, и временная постройка порта на насыпи уже не могла принимать пассажирские суда. Поэтому здание разобрали во время реконструкции Нагатинской набережной.
К сожалению, постоянного места для него не нашли — речной вокзал расположили на дебаркадере, то есть, на плоту, стоящем на правом берегу реки. Конструкция служила для высадки и посадки пассажиров.
Адрес вокзала тоже поменялся. Его перенесли ниже по течению, в Нагатинский затон. Суда здесь принимают и сегодня — место известно как причал Кленовый Бульвар.
В 1969 году поблизости открыли станцию метро «Коломенская», и до Южного речного вокзала стало проще добираться. Однако поток пассажиров уже нельзя было сравнить с тем, что был в первые годы работы. С вокзала теплоходы отправлялись в Горький, Рязань и Константиново.
Только в 1985 году Южный порт получил собственное фундаментальное здание — двухэтажное в стиле советского модернизма с широкими окнами, башней и шпилем. Оно расположилось на противоположном берегу Нагатинской поймы.
.Фасад украшали пять женских скульптур, символизирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское моря, с которыми связана столица. В торце находилась еще одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта парусника.
В 1986 году отсюда отправился первый рейс — теплоход «Павел Юдин» повез туристов в Астрахань. Но скоро наступили 1990-е, спрос на поездки упал, начался кризис отрасли.
Площади начали сдавать в аренду, а потом вокруг появился рынок.
Так, с начала 2000-х годов на вокзале располагалась ярмарка детских товаров. И вроде бы руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции. Но после ремонта со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт».
В 2021 году стартовала новая масштабная реконструкция.
Здание и причал Южного речного вокзала комплексно обновят. У порта появится новая зона отдыха с велодорожками. Полностью закончить работы планируют ко Дню города в 2022 году.
А теперь к фото:
1-4. Снимки вокзала в начале работы. Именно таким об был с 1932 по 1972 год.
5. Здание Южного речного вокзала на Москве-реке. Фото Б. Вдовенко. 1980-е годы. Главархив Москвы;
6. Последнее здание Южного вокзала, конец 1980-х;
7. Каким станет Южный речной вокзал.
Автор текста — Мария Купцова.
За информацию спасибо mos. ru
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnew