Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Город Дирижаблестрой. Нет, это не выдумка, а реальный населенный пункт, и вы даже знаете, где он находится. Туда сейчас ведут линию метро. Другое его название — Долгопрудный.

«Так, где Подмосковье, а где дирижабли?», — спросите вы. Сейчас все расскажем.

Изначально город получил свое имя по расположенному неподалеку Долгому или длинному пруду. Земли эти известны еще с XII века, но почти 200 лет здесь были лишь единичные поселки и хутора. А сам Долгопрудный появился только в 20 веке.

В 1930-е годы по всему миру начался бум по изготовлению дирижаблей. Все страны хотели строить уникальные летающие машины, пытались узнать технологии. И вот именно в Долгопрудном в 1931 году появился будущий научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой».

К слову, это была первая в СССР опытная дирижаблестроительная верфь, газовый завод и другие службы для эксплуатации дирижаблей. То есть, полный комплект и все в одном месте.

Интересно, что на этом заводе некоторое время работал знаменитый Умберто Нобиле — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал.

В 1932 году Нобиле заключил с советскими властями соглашение, по которому ему нужно было спроектировать и построить в СССР несколько дирижаблей. И мало того, что он переехал сам, так еще и привез сюда небольшую группу итальянских инженеров и квалифицированных рабочих.

Под руководством Нобиле на заводе поняли технологии, процесс и методы строительства. Собственно, тогда и выпустили дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».

Мечта о создании воздушного флота будущего буквально охватила советские власти. Агитационные плакаты того времени призывали к сбору средств на строительство дирижаблей, чтобы «за гигантами металла, машин, хлеба» создать «гигантов воздуха». А Владимир Маяковский славил дирижабли на обертках карамели!

Кстати, возможно из-за этого в плафонах станции метро «Маяковская» появилась мозаика с этим аэростатом по эскизам Александра Дейнеки.

И мечта стала не просто воплощаться в жизнь. 7 ноября 1932 года на воздушном параде на Красной площади поднялся в воздух первый советский дирижабль.

Далее — еще интереснее. В 1937 году создали дирижабль «СССР В-6». Именно на нем с 29 сентября по 4 октября был совершен беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Пенза — Москва. Тогда это был мировой рекорд — 130 часов и 27 минут!

А посадка дирижаблей на воду отрабатывалась как раз на Долгом пруду усадьбы Виноградово.

Тогда в СССР рассчитывали, что аэростаты, не нуждавшиеся в специальных аэродромах, смогут перевозить огромные грузы в самые малодоступные уголки страны.

Поселение рядом с Москвой росло, и в июле 1935 года оно получило статус рабочего поселка с именем Дирижаблестрой. Но это название не прижилось, и в августе 1938 года поселок вновь стал Долгопрудным. Да и дирижабли здесь больше не строили, так как после катастрофы немецкого «Гиденбурга» в 1937 году во многих странах этот вид транспорта просто запретили.

Тем не менее от Дирижаблестроя Долгопрудный получил газовый завод — будущий Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза (ДХЗ ТОС). Также в наследство достались и гранитные мастерские. Именно они производили облицовочный материал для набережных канала имени Москвы.

Сейчас это Московский камнеобрабатывающий комбинат, который «одел» в гранит и мрамор московское метро, мостовые и набережные столицы, советские павильоны на выставках в Париже и Нью-Йорке.

Но наступила Великая Отечественная война. Конечно, все предприятия переориентировали на оборону. Например, на машиностроительном заводе до его эвакуации в 1941 году шел серийный выпуск самолетов.

При этом здесь работали в основном женщины и подростки, потому что мужчины — на фронте. Тогда вновь вспомнили о дирижаблях, и стали использовать аэростаты для защиты московского неба.

После войны завод активно выпускал самолеты, а после распада СССР превратился в Долгопрудненское научно-производственное предприятие и вошел в концерн «Алмаз-Антей», где и работает до сих пор. Но летательные аппараты больше не выпускает, хотя… как сказать.

На заводе создают те самые знаменитые «Буки», а именно — зенитные управляемые ракеты ЗРК «Бук-M1», «Бук-М1-2», «Бук-М2», «Бук-М3» и ЗРК типа «Штиль».

Конечно, мы не сможем показать вам нынешнее состояние комплекса, потому что в принципе очень сложно найти снимки стратегического военного предприятия. Но кое-что у нас для вас есть:

1. Эллинг Дирижабльстроя, 1935 год;
2. Внутри металлического эллинга, 1938 год;
3. Вынос оболочки дирижабля СССР-В6 из цеха в эллинг, 1934 год;
4. Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», 1937 год;
5. Ввод дирижабля СССР-В12 в эллинг, 1942 год;
6. Сам «Дирижаблестрой», 1934 год;
7. Встреча дирижабля СССР В-6 на летном поле Эскадры дирижаблей 4 октября 1937 года

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version