Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

А вы знали, что не только статую Веры Мухиной возили на международные выставки? Более того, в Москве есть советский объект, который специально соорудили для такого показа.

Речь идет о павильоне №70 «Москва» на ВДНХ. Он находится как раз за статуей «Рабочий и колхозница». А дело было так.

Советские архитекторы рассчитывали, что «Экспо-67» пройдёт в Москве, и в начале 1960-х предлагали приурочить к выставке и к 50-летию Октября радикальные проекты реконструкции города.

Было много, мягко скажем, необычных идей. Например, главный архитектор Москвы Михаил Посохин предлагал подвесить над искусственным озером сферический павильон размером с Главное здание МГУ. Однако уход Никиты Хрущёва привёл к отказу СССР от проведения выставки, ее перенесли в Монреаль.

Тогда решили обойтись малой кровью и без фантазий — построить павильон №70. Его спроектировали как выставочный от СССР именно для этого мероприятия.

Создавали здание архитекторы Моспроекта-2 Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор.

Интересно, что еще до открытия выставки организаторы Экспо опубликовали рекламный лист со словами: «Посмотрите, что строят русские всего в 40 милях от США. Как американец, вы должны увидеть это!».

В результате советский павильон стал на той выставке одним из самых крупных и популярных — его посетили 12 млн человек, на 3 миллиона больше, чем дом-сферу работы Ричарда Бакминстера Фуллера.

Почти всё для строительства — алюминий, стекло, дерево, эскалаторы — было привезено из СССР. Общие затраты советской стороны на участие в Экспо канадская пресса оценивала в 15-20 млн долларов.

И получилось действительно внушительно. Три этажа павильона вмещали 10 тысяч экспонатов. Нижний уровень был посвящён океану, средний — земле, а верхний отдали теме космоса.

При входе экспозицию открывала карта электрификации СССР и интерактивный макет Красноярской ГЭС. Позади макета нависал барельеф Владимира Ленина работы скульптора Юрия Нероды.

Среди других экспонатов зрители могли увидеть:

— доменную печь Новолипецкого металлургического завода,
— первую атомную станцию,
— термоядерную установку «Токамак»,
— протонный ускоритель Института физики высоких энергий.

На втором этаже располагались ремесленники — резчики из села Богородское и кружевницы из Вологды, которые работали на глазах посетителей выставки.

На третьем уровне была размещена конструкция под названием «Чечевица». Она имитировала ощущение путешествия в космос и вмещала 80 качающихся кресел и диораму с изображением полёта. Рядом находились диорамы «Пейзаж планеты Венера» и «Панорама Луны», а также множество макетов космических кораблей, спутников и самолётов.

В цоколе находились макеты судов, морского нефтяного промысла и осетрового завода с живыми рыбами.

После окончания Экспо-67 советское руководство решило восстановить павильон СССР в Москве на территории ВДНХ у северного входа.

Однако, есть нюансы. Во-первых, монтаж и демонтаж в Монреале выполняла итальянская компания Feal. Во-вторых, павильон не проектировался как сборно-разборный. Поэтому ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве.

Каркас смонтировали к 1973 году, остекление только к 1975-му. Бюджет строительства превысил общие затраты на сооружение в Канаде!

На ВДНХ здание отвели под временные выставки и дали соответствующее название — «Павильон межотраслевых выставок». Позже переименовали в «Москву».

А теперь несколько иллюстраций:

1-4. Открытки с международной выставки «Экспо-67»;
5. Павильон «Москва», строительство, 1973 год;
6. Остекление монреальского павильона, 1975 год;
7. Павильон «Москва» на ВДНХ, 1980 год.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version