Доброе утро!

«Что будет, если на Красной площади снести Верхние торговые ряды?» — примерно так думали советские власти в 1930-е годы. Да-да, мы говорим о том, что наш нынешний ГУМ в СССР был под угрозой сноса.

На его месте планировали построить Народный комиссариат тяжелой промышленности или Наркомтяжпром.

Поспособствовал принятию такого решения первый главный архитектор советской Москвы Алексей Щусев. По каким-то причинам, он ещё до революции не раз заявлял, что здание торговых рядов не представляет никакой архитектурной ценности.

Щусев продолжал говорить это и уже в советские времена. Власть же была готова в любой момент разрушить всё, что было связанно с дореволюционной Россией, и слова главного архитектора Москвы стали равносильны смертному приговору для сооружения.

Однако торговые ряды так и не были разрушены, а здание Наркомтяжпрома — не построено. Сейчас расскажем, почему.

Хотя демонтаж здания еще не начался, международный конкурс на постройку здания Наркомтяжпрома уже был объявлен. И он был достаточно масштабным, как минимум — по заявленным характеристикам.

Здание планировали поставить напротив Мавзолея. Заявленная площадь строительства в 4 гектара предполагала снос нескольких старых улиц.

На самом деле, если рассказывать обо всех проектах, представленных на конкурс — не хватит никакого места, но есть один объект, который очень четко перекликается с теми высотками, которые строят сейчас.

Мы говорим о конкурсном проекте Ивана Леонидова.

Здесь центр композиции — три высотные башни. Первая — прямоугольная, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции.

Вторая — круглая. Она задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич. Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.

Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.

Высотки, соединенные между собой переходами, должны были видеть со всей Москвы и её окраин. А по вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Низкие же части здания — зал, трибуны, выставки, задний корпус — по своей высоте отвечают окружающей архитектуре.

Красная площадь делилась на две террасы, находящиеся в разных уровнях. Это могло дать возможность во время военных парадов добиться новых эффектов. Например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию.

Но проекту не было суждено реализоваться. Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с архитектором уже боролись. И запрещали не просто его самого, а «леонидовщину», ставшей в 30-е страшным ругательством.

Означало оно, как писал журнал «Искусство в массы», «слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений».

Кстати, с самим Леонидовым тогда ничего не случилось. Он работал в мастерских, прошел войну и умер в 1959 году.

Мы поискали и нашли архивные чертежи и планы непостроенного здания. Давайте посмотрим на него со всех сторон.

Автор текста — Мария Купцова

За материалы спасибо сайту arch-grafika.

____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях