Уникальное дореволюционное строение расположилось в районе Сокольники. Мы часто задумывались, что это? Оказалось, пожарная каланча. И она сегодня стала нашим главным героем.
Начнем с того, что в 1804 году Александр I утвердил указ о строительстве пожарных каланчей в государстве. Поэтому такие здания начали появляться в разных частях города.
Время шло, и вот уже в августе 1863 года, после долгих просьб москвичей, дума разрешила строительство в районе пожарной каланчи.
Средства на сооружение собирали в течение 18 лет среди местных жителей. Всего скопили 20 тысяч рублей.
На проект постройки каланчи даже устроили конкурс! Его выиграл Максим Геппенер, проходивший учёбу в Германии. Интересно, что в то время именно он занимался строительством пожарных смотровых площадок.
Так вот, башню в традиционном классическом стиле строили четыре года: с 1881 по 1884 году. Это было одно из самых высоких строений в Москве того времени — с 9-этажный дом.
Чтобы попасть наверх, приходилось преодолевать 5 винтовых лестниц по 100 ступенек. Вид с нее простирался на 15 километров, поэтому можно было осмотреть все прилегающие территории.
Интересно, что каланча в Сокольниках уступала в то время по размерам только Сухаревской башне.
Но вернемся к нашей истории.
По задумке в верхней части располагалась обходная галерея с ажурными кронштейнами. В ней постоянно велось дежурство. Пожарные-часовые могли быстро установить место и величину пожара и сообщить о нем в соседние части.
Дежурная команда собиралась в течение двух-трех минут, готовила упряжку лошадей, и уезжала в указанном направлении.
В то время пожарные жили прямо в части, за свой труд они получали по 7 копеек в день. В распоряжении пожарных было 30 лошадей, 2 бочки и другие приспособления для тушения пожара. В 1910 пожарная часть обзавелась еще и паровой машиной.
А как же передавали известие о пожаре между службами?
Дело в том, что шпиль башни замыкали шары-знаки, с помощью которых передавались сигналы другим частям о пожаре. Такая система оповещения в нашей стране существовала до появления телефонной связи.
Способ оповещения других частей о пожаре подробно описывается в книге В. Гиляровского. Дежурный вывешивал днем шары, а ночью фонари, обозначающие место пожара, и подавал сигнал колокола:
«Два шара… — знак Тверской части, Городская — один шар, Пятницкая — четыре, Мясницкая — три шара, а остальные — где шар и крест, где два шара и крест — знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар».
Красный флаг (или красный фонарь ночью) означал «сбор всех частей, пожар угрожающий».
Эта система сохранилась до самой революции 1917 года, а на окраинах действовала еще несколько лет после нее, несмотря на появление телефонной связи.
Вместе с пожарной частью в 20 веке здесь располагался и полицейский участок. Свое назначение сооружение сохранило и при советской власти.
Интересно, что в годы Великой Отечественной войны здание активно использовалось при тушении пожаров. И, несмотря на вышину, оно ни разу не пострадало от бомбежек.
Сейчас каланча уже не используется по назначению. В здании находится пожарная часть № 12 города Москвы. Для простых посетителей башня закрыта, побывать на ней можно только в дни открытых дверей, а также с экскурсиями по каланче.
Если вы захотите побывать там, то сооружение расположено по адресу: ул. Русаковская, 26 рядом со станцией метро «Сокольники».
А сейчас — фотографии:
1. Каланча в 1892 году;
2. Дежурные на галерее, 1891 год;
3. Каланча, 1892 год;
4-5-6. Пожарный обоз около каланчи, 1901 год;
7. Сокольническая пожарная часть, 1930 год;
8. Пожарная каланча в Сокольниках, 1999 год;
9. Здание в наши дни, источник: bit.ly/3YLfREU
Автор текста — Мария Купцова
____________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews