Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Самое загадочное место в Александровском саду — это, конечно же, итальянский грот. Каждый, кто был в Москве, когда-либо видел его или даже поднимался на насыпь. Но что он означает и как появился? Сегодня мы расскажем эту историю.

Все началось в 1820—1823 годах. Тогда шла работа над устройством мемориального парка у стен Кремля, а именно — Александровского сада. Идея его создания принадлежит Осипу Бове, автору Манежа и Большого театра. Он решил обустроить все в лучших традициях итальянских садов эпохи Ренессанса.

А как известно, одним из элементов таких парков являлись гроты, лабиринты и скульптурные группы. Поэтому уже в начале сентября 1820 года «Комиссия по восстановлению города после пожара в ходе Отечественной войны 1812 года» рассмотрела проект Бове на постройку Итальянского грота (сейчас он называется «Руины»).

Согласно документам, сооружение должно было находиться около Кремлевской стены между Воскресенским и Троицким мостом.

Комиссия утвердила проект, но с условием, что работа должна быть выполнена в течение 1 месяца. И 18 октября того же года Бове представил в рапорт о том, что грот построен у подножия Средней Арсенальной башни. При этом возведение шло из казенных материалов, но рабочие и инструменты, принадлежали подольскому купцу Василию Стрельцову.

По задумке архитектора памятник символизировал возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Грот врезан в искусственный холм — бастион, который был насыпан при подготовке Кремля к обороне от несостоявшегося шведского нападения во время Северной войны.

Но интересно еще и то, что помимо мемориальной, грот был стильным украшением Александровского сада. По словам историков, в 19 веке на его «крыше» был устроен павильон, в котором по праздникам играл царский духовой оркестр.

Во время коронаций сооружение украшали вместе со Средней Арсенальной башней. Например, во время воцарения Александра III постройку осветили бенгальскими огнями и разнообразной иллюминацией, а рядом работал фонтан.

В советское время на грот просто не обращали внимания. Известно лишь об одной реставрации в 1958-1959 годах. Неизвестно, что тогда успели сделать, потому что в 2004 году постройку закрыли на срочный ремонт.

Он был вызван плохим состоянием постройки и вандализмом — своды, колонны и фигуры львов были разрисованы и расписаны.

В работах участвовали археологи музея-заповедника «Московский Кремль».

Интересно, что по данным историков эти территории никогда не были заселены. Тем не менее, анализ земли дал неожиданные результаты. В нем нашли предметы городской культуры 14-18 веков: черепицу, посуду, осколки горшка 17 века с заметным присутствием ванадия (этот элемент использовали для сплавов с медью и чугуном — он повышал прочность).

В числе прочего археологи обнаружили человеческие останки 15 века. Возможно, часть земли брали на старом кладбище, но откуда точно — сказать нельзя.

Найденные археологические артефакты хранятся в фондах музея — заповедника «Московский Кремль».

Следующая реставрация прошла в 2013-2014 годах. После этого вход закрыли для посетителей.

Так из чего же это за грот?

Фактически, это искусственная пещера. Строители сделали каменный свод из красного кирпича и черного гранита, а под ним — четыре белые колонны. На архитраве (верхней части, над столбами) расположены барельефы с символами воинской славы и изображениями мифологических лошадей с рыбьими хвостами.

На вершине помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов. Подняться туда можно по лестнице в арке справа.

Интересно, что в стены грота вмонтировали детали разобранных после пожара московских зданий, а также обломки пьедесталов, колонн и каменные ядра (кстати, одно из них — средневековое и диаметром 60 сантиметров). Многие все-таки уточняют, что это не более, чем легенда, но ядро-то есть.

А еще у нас есть маленькое доказательство. Вот, что писали в путеводителе по Москве от 1831 года:

«В саду по самой середине к стороне стены сделано земляное возвышение в виде природной горы. На оной со вкусом сделанный павильон (где обыкновенно по воскресеньям играет полковая музыка), в самой горе сделан прекрасный грот в образе развалин; по сторонам грота видны разные обломки пьедесталей, колон и пр.: перемешанныя с огромные каменными ядрами, которые употреблялись в древности вместо чугунных».

Однако, историкам виднее.

И конечно, такое место не могло обойтись без собственной мистической способности. Говорят, что надо войти в грот, загадать желание, а потом найти монетку, запрятанную меж камней. Её нужно бережно хранить, а взамен оставить свою монетку. Тогда желание непременно исполнится.

Но сейчас нельзя узнать, работает ли поверье. Вход закрыт.

А теперь — к историческим кадрам:

1. Вид Кремлёвского сада с гротом. Манеж. Художник Р. Курятников, 1830-е годы;
2. Александровский сад, литография с картины О. Кадоля. 1830 год;
3. Неизвестная у арки грота, 1909 год;
4. Грот в Александровском саду, 1910 год;
5. Грот «Руины» в Александровском саду, 1920 год;
6. Грот в Александровском саду, 1976 год;
7. Итальянский грот, 2000 год;
8. Грот, наши дни. Источник: mobrep.ru/reports/107509

Автор текста — Мария Купцова

____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version