Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

История, которую мы разрушили — эта фраза именно об этом здании. Вернее, храме. Главный герой нашего сегодняшнего рассказа — Церковь Успения Пресвятой Богородицы
на Покровке. И сейчас мы все расскажем.

Вообще здесь, в районе Покровки — одной из старейших улиц Москвы, и современного Потаповского переулка издревле находилась дворцовая слобода московских котельников. Так тогда называли мастеров, которые делали кухонные котлы всех фасонов и размеров, горшки, чугунки и прочую металлическую посуду для государева двора. И вот именно котельники, жившие слободой по левой стороне Покровки, и построили себе приходскую Успенскую церковь.

Потом слобода переместилась на Таганку, в район Котельнической набережной, а вот храм остался.

Время шло, и при первых Романовых Покровка стала главной государевой дорогой в царские загородные резиденции — Измайлово и Рубцово-Покровское. Здесь начали селиться знатные люди и зажиточные купцы — новые прихожане Успенской церкви.

Кстати, одним из них был купец-гость Иван Сверчков, имевший собственные палаты в Малом Успенском переулке (ныне Сверчков переулок). Прозвище «гость» имело очень древние московские корни: так называли верхушку торгового сословия — богатейших купцов, занимавшихся иностранной и крупной оптовой торговлей.

А теперь, когда стали известны все вводные детали, вернемся к истории храма.

Сама деревянная церковь известна с 1511 года. Именно по ней были названы прилегающие переулки Большим и Малым Успенским (в наше время соответственно Потаповский и Сверчков). А вот в 1656 году котельники выстроили себе каменную Успенскую церковь, о которой мы и упомянули ранее. Но представьте, какой у них был достаток, что они смело смогли возвести для себя каменный храм!

В 1696—1699 годы на средства московского купца Ивана Сверчкова мастером Петром Потаповым была выстроена новая церковь. Это утверждает и надпись на колонне с западной стороны: «Лета 7214 (1696) октября 25 дня. Дела рук человеческих делал именем Петрушка Потапов».

Как пишут специалисты, здание было одним из самых значительных и оригинальных по художественным достоинствам и характеру композиционного решения сооружений в стиле московского барокко.

Церковь состояла из собственно храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора.

Обычное двухэтажное здание переходило в восьмиугольную часть. А необычность ей придал зодчий — на углах четверика (вот этого первого уровня) храма выстроил четыре дополнительные малые главки, а также с западной стороны — высокую трехъярусную колокольню.

По сторонам колокольни располагались две широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красную линию улицы Покровки.

Насыщенный белокаменный декор здания, выполненный с применением почти всех наиболее часто встречающихся приёмов и форм московского барокко, дополняли ризалиты с декоративными балкончиками и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни.

Василий Баженов, а это автор Дома Пашкова, считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением.

Восхищался Успенской церковью и Варфоломей Растрелли — автор храма и Большого дворца в Петергофе. Говорят, что постройка вдохновила его на создание Смольного собора в Санкт-Петербурге, «наиболее русского» из всех произведений Растрелли, по выражению Игоря Грабаря — знаменитого русского и советского живописца.

Даже Наполеон I был восхищён этой церковью!
Сохранилась легенда, что он распорядился поставить особый караул, чтобы охранять её от пожара и мародёров. Конечно, эта легенда не имеет под собой основания, так как согласно карте разоренной Москвы из книги Александра Булгакова «Русские и Наполеон Бонапарте» 1813 года, территория улицы Покровка не была охвачена пожаром и, соответственно, храм от пожара 1812 года не пострадал.

Другая легенда сообщает, что Наполеон собирался распилить церковь на большие куски и перенести в Париж. Но толщина ее стен составляет от 1,2 до 2 метров, и сомнительно, чтобы разбор и перевозка храма по частям на расстояния в несколько тысяч километров могла быть осуществлена.

И вот началось советское время…

Сначала все шло очень даже неплохо. По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь зодчего, построившего церковь, а Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм.

Именно Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы на время сохранить храм. Но он умер в 1933 году.

А 28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Николая Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести».

Архитекторы-реставраторы, среди которых был Пётр Барановский, пытались защитить храм. Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания.

Сейчас на месте храма на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана.

В 21 веке в бывшем доме причта был открыт грузинский ресторан. В его помещении выставлен на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.

Также на месте храма ежегодно, начиная с 2017 года, на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.

Но, как вы помните, не все было уничтожено:

1. Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.
2. Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.

А теперь — кадры:

1. Церковь Успения на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги;
2. Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 год;
3. Успенский храм. Литография О. Кадоля 1825 года;
4. Церковь Успения Богородицы. Фото 1856 года;
5. Вид местности, прилегающей к церкви, 1882 год, фото из альбома Н. А. Найдёнова;
6. Обмерный чертёж храма Успения на Покровке перед его сносом, 1936 год;
7. Покровка. Иконостас храма Успения, 1907 год;
8. Нижняя часть церкви в 1926 году;
9. Купола Церкви Успения на Покровке, 1928 год;
10. Церковь накануне сноса, 1935 год.

Автор текста — Мария Купцова

____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version