Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Реставрация Серверного речного вокзала закончилась еще в далеком 2020 году. По окончании работ он превратился в современный транспортный комплекс. Но когда главную лестницу украшали пальмы и откуда взялась звезда на шпиле? Сейчас расскажем.

Северный речной вокзал называли «Портом пяти морей». В советское время он стал водными воротами столицы. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.

Вокзал начали строить в 1932 году вместе с каналом им. Москвы и Химкинским водохранилищем. Работы закончились через пять лет – в 1937-м.

В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

1. И вокзал, и корабль

Северный речной вокзал – главное парадное сооружение канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали.

Если присмотреться, то вокзал напоминает корабль: Центральная часть с главным входом и башней – тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн – будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне – мачта, на которую еще не водрузили парус.

Центральная часть вокзала была украшена тремя парадными арками. На их колоннах разместили настоящие медальоны – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Все по правилам симметрии – по 12 элементов со стороны парка и набережной.

Как рассказала эксперт-реставратор архитектурной керамики Надежда Поленова, они были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов.

Рисунок каждого медальона неповторим. Здесь изображены знаковые объекты того времени: мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже непостроенная сталинская высотка.

В реставраторские мастерские также были отправлена и позолоченная надпись из медного сплава: «1933 Волга ≈ Москва 1937», которая размещалась над парадными арками Северного речного вокзала.

2. Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец

Там, где башня соединяется с центральной частью вокзала, в разные стороны света смотрели четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.

К началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Их металлический каркас проржавел, многие части были утрачены: Северянин потерял ногу, Южанка – часть руки, а Краснофлотец – пальцы.

«Мы решили, что лучшим выходом из этой ситуации будет снять копии и изготовить новые скульптуры из того же материала. Эти статуи спасти уже невозможно», – пояснила ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей.

Выше статуй, в середине башни, находились одни из главных эмблем мореходства – якоря. В отличие от скульптур их покрывали бронзой, но цвет получился слишком светлый – якоря сливались с серыми стенами башни. И в 1937 году, когда они еще не были доделаны, поступило распоряжение покрыть их коричневой эмалью.

Сразу над якорями находятся часы – по циферблату на каждую из четырех сторон света. Внутри башни расположился механизм с курантами. Сами циферблаты были разработаны проектной бригадой Алексея Рухлядева специально для Северного речного вокзала. Их диаметр составляет почти 2,4 метра, а длина каждой стрелки – больше метра.

До нас циферблаты дошли в черном цвете, а стрелки и секундные деления имеют серый окрас. Но во время исследований специалисты обнаружили, что часы были позолоченные. Позолоту воссоздали на стрелках, металлических пластинах под цифрами и секундных делениях.

Архитекторы также нашли в башне несколько звезд. После тщательного изучения архивов оказалось, что они располагались на циферблате.

3. Звезда, которая флюгер

Звезда Северного речного вокзала – самая видная часть здания. Она располагается на верхушке раздвижного шпиля. В период навигации – с апреля по октябрь – ее поднимают на высоту 75 метров. Поздней осенью, зимой и ранней весной шпиль опущен. Это означает, что сезон не открыт.

Сама звезда сделана из металла и покрыта гальваническим способом золочения. В центре у нее с обеих сторон находилось два знака серпа и молота, посеребренных и инкрустированных самоцветами: топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем.

Сейчас же звезда снова сияет, как в 1937 году.

Интересно, что «пятиконечная» никогда не имела постоянного зафиксированного положения. Она была флюгером и вращалась вокруг оси по дуновению ветра.

Интересный факт!
Несмотря на распространенный слух о том, что звезда была взята со Спасской башни Московского Кремля, это не так.

«Подключив архивные материалы и периодику, мы пришли к выводу, что звезда на момент постройки была в запасниках НКВД. Возможно, она была изготовлена как запасная или на одну из башен, но по какой-то причине не была установлена», – подчеркнула Ольга Кочубей. Сам Алексей Рухлядев писал в начале 1937 года, что «здание планируется украсить звездой по типу Кремлевских». Тогда на башнях Кремля были установлены первые советские звезды, собранные в 1935 году. Их сняли только в конце 1937-го. Позднее они выставлялись в парке Горького. Одну из них даже разместили в куполе павильона Космос на ВДНХ, но потом убрали. «Сейчас их звезду воссоздали в ходе недавней реставрации, а в качестве образца использовали нашу, с Северного речного вокзала. Дальнейшую историю подлинных звезд проследить пока не удалось», – сказала Ольга Кочубей.

4. Крыша-ресторан с видом на воду

В советское время крыша Северного речного вокзала была эксплуатируемая. На ней размещался ресторан: стояли столики, бегали официанты, гости наслаждались видом. Здесь проходили съемки фильмов «Волга-Волга» и «Новая Москва».

«Это было серьезное заведение, сюда все мечтали попасть. Мы предлагали вновь использовать крышу хотя бы как прогулочную зону. Но по требованиям пожарной безопасности и нагрузкам на конструкции это осуществить не удалось», – рассказала Ольга Кочубей.

5. Зал-ресторан

Слева от главного зала расположился вход в ресторан с циферблатом над дверью. Мраморные стены с резными деревянными панелями, наборный паркет, кессонированный потолок с живописью гризайл и медальонами с изображением кораблей – таким был ресторан в советские годы, напрямую связанный со столиками на крыше. Именно отсюда официанты бежали по прямой лестнице рядом с фонтаном Юг с подносами еды.

«Когда специалисты расчищали поверхность, то за часами нашли рисунок. Но поскольку это был совсем маленький фрагмент, его закрыли и оставили циферблат», – добавила Ольга Кочубей.

И еще интересный факт!

В советское время зал ресторана активно функционировал. Но каждые 20 лет у него сменялось руководство. И каждый считал своим долгом сделать ремонт «под себя». При расчистке пола в зале ресторана нашли шесть слоев паркета, но исходный рисунок найти так и не удалось.

6. Зал Сталина

Слева от входа в зал ожидания расположился небольшой зал Иосифа Сталина. По некоторым источникам, это был личный кабинет главы СССР. Он заседал здесь и принимал людей, когда бывал на территории Северного речного вокзала.

Кабинет полностью сочетается с остальным зданием: на стенах – мрамор, на полу – наборный паркет, на потолке – кессоны с живописью гризайль.

Интересно, что на каждой из четырех стен есть пустые круглые ниши, где должны были расположить панно.

«Есть предположение, что раньше их украшали портреты государственных деятелей. Но возможно, что в какой-то период они стали неугодными. Их сняли, места расчистили и оставили пустыми. У нас нет информации, кто был там изображен. Поэтому мы приняли решение оставить их такими, в качестве исторических элементов», – уточнила Ольга Кочубей.

7. Зал НКВД

Справа от кабинета Сталина небольшая дверь ведет еще в один зал – НКВД. Когда представители этого ведомства появлялись на территории вокзала, они заседали в этом помещении.

«К сожалению, зал до нас дошел совсем без живописи. Остались только кессонированные потолки. У нас нет данных о том, как он выглядел раньше», – сказала Ольга Кочубей.

8. Второй этаж «палубы корабля»

С обеих сторон от входа расположились железные лестницы. Они ведут на второй этаж. Что примечательно, перила – так и остались те самые, исторические.

Второй этаж Северного речного вокзала был административный. Обычных посетителей туда не пускали.

Единственное место, куда допускались гости – детская комната. Там можно было оставить малышей на время. Она существовала недолго. У архитекторов даже нет точных данных, когда именно она прекратила свою работу. Сохранилась лишь одна фотография с упоминанием этого места.

Единственное, что осталось в этом помещении от 1937 года, – живопись. В советское время, когда комнату переделывали из детской, рисунок зашили гипсокартоном. Это его и спасло.

9. Открытые «палубы» второго этажа

Галереи второго этажа не пощадило не только время, но и погода. Из-за воздействия осадков и солнца столбики ограждений быстро приходили в плохое состояние, поэтому их часто красили. В итоге во время исследований архитекторы не могли понять, что изображено на балясинах. Исходный вид удалось установить только по фотографиям.

10. «Трюм»

Поскольку здание вокзала расположено на холме, со стороны парка кажется, что оно двухэтажное. На самом деле здесь три уровня. Самый нижний видно лишь со стороны канала им. Москвы.

После окончания работ в подвале создали музей мореходства и Северного речного вокзала.

11. Спуск к воде

Когда гости проходят сквозь основной зал первого этажа, они попадают на главную лестницу. Интересно, что со стороны канала им. Москвы, как мы уже сказали, это — не первый уровень, а второй.

Но интересно, что на исторических фотографиях видно, что около вокзала росли… пальмы. Что случилось с ними потом – неизвестно.

Кроме того, в советское время с причала каждые полчаса уходил маленький теплоходик. Он пересекал канал им. Москвы. Люди с той стороны могли спокойно садиться на него, переплывать и гулять в парке.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version