Доброе утро!

Знаете, есть такие дома — «пройдешь мимо и не заметишь», но если приглядеться, то внутри спрятаны сокровища истории. Сегодня мы расскажем именно о таком здании в центре столицы — о городской усадьбе Саввы Мамонтова.

Здание с надписью «Полиграфический институт» расположилось на ул. Садовая-Спасская, д. 6, стр. 1.

Мы точно не знаем, что было здесь до 1866 года. Но говорят, что изначально городскую усадьбу построила надворная советница Прасковья Есаулова в 1816 году.

Но почему мы выделили именно 66-ой год? Потому что именно тогда после перераспределения наследства дом получает Савва Мамонтов, известный в последствии меценат и предприниматель. Он поселился здесь с семьей уже через год.

Интересно, что уже тогда перед домом был свой палисад, что являлось особенностью всех владений на Садовой улице.

Позднее Cавва увеличивает участок и расширяет дом. По воспоминаниям Н.В.Поленовой: «При рождении Сережи (старшего сына Мамонтовых – 1867 г.) дом Саввы Ивановича был как у всех – зала, гостиная, кабинет, спальня, столовая…». Но постепенно дом приобретает традиционную для городской усадьбы композицию – появляется широкий проезд, парадная зона, а также хозяйственный двор и сад.

В дальнейшем, особый уклад жизни хозяина стал причиной преобразования обычного дома в уникальный особняк. В 1872 году к старому дому пристраивают двухэтажную каменную пристройку, а позднее делают ее трехэтажной.

Скорее всего, участие в изменениях принимал друг и известный архитектор В.А. Гартман. «Стройка наша продвигается сильно, кончается второй этаж, хотя я к Гартману пока не ходил..» — пишет Савва в это время своей жене.

Вскоре: «На стройке вывели окна третьего этажа, высоконько, зато вид оттуда – прелесть!..».

Планировка этажей, судя по чертежу, была характерной для времени ампира – комнаты сообщались по системе анфилады, по трехмаршевой парадной лестнице поднимались в комнаты.

В 1878 году новые изменения — двухэтажная пристройка. Каждый этаж пристройки – зал 107 кв. м. В нижнем, скорее всего, организовали новую столовую с выходом в сад, а в верхнем — знаменитый кабинет Саввы, который будет использоваться и как театр, и как мастерская художников. Именно здесь впервые в Москве споет Ф.И. Шаляпин и будут работать В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов.

Именно здесь Савва Игнатьевич будет принимать императора Александра III, который приедет для знакомства с картинами!

Потолок столовой и кабинета были отделаны драгоценной породой дерева –моренным дубом. Дверные полотна украшены резьбой по рисункам друзей-художников.

Мамонтов вешает на стену новой столовой картину Васнецова: «Ковер-самолет», символизирующую сказочную скорость передвижения по железным дорогам.

Кстати, история создания этого полотна весьма любопытна и даже курьезна. В 1880 году уже известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе художнику Виктору Васнецову написать картину на тему полета и волшебного перемещения. Эта работа должна была – наряду с полотнами Васнецова «Три царевны подземного царства» и «Бой славян со скифами» – украсить зал заседаний правления только начинающей строиться Донецкой каменноугольной железной дороги.

По задумке Васнецова и Мамонтова, эти произведения отражали бы богатство недр Донецкого края и символизировали, подобно сказке, бесконечные возможности человека после постройки этой дороги. Но ни одно из этих полотен так и не было вывешено в зале заседаний, поскольку консервативно настроенная дирекция отказалась от мамонтовского заказа.

В итоге все три работы были куплены самим заказчиком. Некоторое время «Ковер-самолет» и «Бой славян со скифами» украшали столовую городского особняка Саввы Мамонтова.

По величине и оформлению новый кабинет и новая столовая намного превосходили все помещение дома. В это время из Италии приходит мозаика, которой оформят пол во многих комнатах. Деревянная резьба, уникальная майолика наполняют постепенно интерьеры дома.

В 1890-е к корпусу с конюшней пристроят фасад в «римско-византийском» стиле по рисунку Врубеля. Два майоликовых камина и две печи, сделанные по эскизам Врубеля, позднее будут вывезены в Абрамцево и сейчас их можно увидеть в музее-заповеднике.

Панно на камине изображает девушку в окружении морского царства. Существует предположение, что на панно изображена балерина Гузикевич, которая возможно, работала в театре Солодовникова.

В 1896-м году архитектор Лев Кекушев выстроит одноэтажную электростанцию, она будет обслуживать дом и флигель, а еще он спроектирует застекленную пристройку – зимний сад. Сама усадьба декорируется в стилистике модерна.

В 1899 году Савву Мамонтова арестовали, а дом был опечатали. Позднее, оправданный меценат поселился у Бутырской заставы, в небольшом доме при гончарном заводе «Абрамцево».

В последний раз здание полностью перестроят в 1911 году, когда усадьбу приобретает М.А. Страхова. Она переделает особняк под частную мужскую гимназию, используя немецкий типовой проект «Политехникума» (инженер А.Н. Зелингсон).

Фактически, в новое здание вошли отдельные участки наружных капитальных стен дома Мамонтова.

В 1911-1913 годах будет перепланирован флигель и коровник. Больше всего повезло восточному крылу особняка, где находились кабинет и столовая. Новая хозяйка их использует под актовый и гимнастические залы. Остались воспоминания о доме той поры:

«…гимназия считалась одним из лучших учебных заведений подобного рода в Москве. Трёхэтажное светло-жёлтое здание немного уходило вглубь квартала. Перед фасадом был разбит ограждённый железной решёткой палисадник, весь зелёный от разросшегося жасмина, развесистых лип и каштанов».

В новом доме, в характере декора и группировки оконных проемов, чувствуется влияние модерна, точнее его рациональный вариант.

Позднее, в здании располагается полиграфический институт, планировка искажается перегородками, вход с улицы закрывают. Повезет только залам восточного крыла – сохранится отделка потолка и резное полотно.

Однако, вернемся во времена, когда у Саввы Мамонтова было все прекрасно — конец 1870-х — 1880-е. Выше мы рассказывали о большом кабинете мецената. Так вот, сейчас он называется «Шаляпинский зал»!

Дело в том, что при Савве Мамонтове в Большом кабинете устраивались концерты Московской частной русской оперы, где расцвел гений Федора Шаляпина. Здесь же был образован Московский художественный кружок, где собирались даровитые художники, архитекторы, скульпторы.

Именно в этом зале в 1880 году состоялся театральный вечер, в котором участвовал 17-летний Константин Алексеев, в будущем известный всему миру театральный режиссер под псевдонимом Станиславский. И именно здесь впервые Алексеев (Станиславский) встретился с Шаляпиным.

Многие находки Федора Ивановича впоследствии легли в основу знаменитой «системы Станиславского» – Константин Сергеевич считал Шаляпина эталоном не только в оперном искусстве, но и в области грима, речи, пластики.

Над мамонтовской «домашней самодеятельностью» любил ерничать Антон Павлович Чехов: мол, это барская причуда для собственного увеселения. Но открытие миру Федора Ивановича Шаляпина – упрямый факт.

«Шаляпин – настоящая сила. Какой голос! В консерватории не учился… А кто знает, не сам ли он консерватория?!» – восторгался Савва Иванович.

Непосредственно на Садовой-Спасской великий русский бас выступал неоднократно, так что «Шаляпинский зал» назван так вполне заслуженно.

Когда в 1933 году в Лондоне проходил Международный конкурс оперных исполнителей, где первая премия была присуждена Федору Шаляпину, русский Царь-бас счел своим долгом сказать о человеке, который когда-то дал ему путевку в жизнь:

«Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче Мамонтове. Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал всю свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству. Говорю откровенно: я научился у Мамонтова вот так работать над материалом, как работаю сейчас!.. Не знаю, был бы ли я таким Шаляпиным без Мамонтова!»

Савва Мамонтов одним из первых оценил дарование Михаила Александровича Врубеля, приютил его, предоставил условия для творчества, обеспечил заказами. Именно в Большом кабинете в 1890-м Врубель создает своего «Демона сидящего» и в том же году пробует себя в сценической живописи, причем весьма успешно. Он создает декорации и костюмы для домашнего спектакля «Царь Саул», в котором одну из ролей сыграл, кстати, Константин Алексеев (Станиславский).

Надо сказать, Константин посещал московский особняк Мамонтова с детства, будучи двоюродным братом супруги Саввы Ивановича – Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (ур. Сапожниковой), происходившей из семьи шелкового фабриканта.

А теперь — к кадрам:

1-2.Перестройка городской усадьбы С.И. Мамонтова, 1898 год;
3. Дом в 1930-е годы;
4. Чертёж гимназии;
5. Усадьба, наши дни. Источник — um.mos.
6. Фрагмент усадебного дома Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, начало 1900-х. Вид со двора. Фото: pastvu.com
7. Вход в Большой кабинет московского дома Мамонтова. Акварельный рисунок Василия Дмитриевича Поленова для обложки книги Саввы Ивановича Мамонтова «Хроника нашего художественного кружка», 1894 год;
8. Начало 1890-х, Большой кабинет. Савва Мамонтов играет на рояле (слева направо) Василию Сурикову, Илье Репину, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому. Фото: pastvu.com;
9. Столовая Мамонтова. Картина Елены Дмитриевны Поленовой, 1893 год;
10. Столовая с «Ковром-самолетом». Обед у Саввы Мамонтова, 1889 год. Фото: pastvu.com.

Автор текста — Мария Купцова
За информацию также спасибо сайту pushkino.tv
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях