Доброе утро!

Культурное пространство ГЭС-2 почти полтора года назад открылось рядом с храмом Христа Спасителя. Сегодня мы расскажем, что это была за ГЭС и как она появилась.

Городская центральная электрическая станцию была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала рядом с храмом Христа Спасителя.

Интересно, что изначально она называлась «Трамвайной». Как мы помним, до конца 19 века по Москве «бегали» конки или вагончики с лошадьми конно-железной городской дороги. А в 1899 году в городе появилась первая трамвайная линия.

Тогда развитием общественного транспорта занимались частные компании «Первое общество конно-железных дорог» и «Бельгийское акционерное общество». Электричество для первых трамвайных линий поставляла Раушская электростанция, принадлежавшая «Акционерному обществу электрического освещения 1886 года».

Но в начале 20 века московские власти решили, что хотят передать всю власть над общественным транспортом городу. Поэтому они полностью выкупили собственность обеих компаний, в 1904 году параллельно с подписанием 4-летнего контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» заложили в Верхних Садовниках новую электростанцию специально для трамваев.

Проект разработал выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств Василий Башкиров. Интересно, что в разработке здания также принимал участие Владимир Шухов, архитектор «Шуховской башни» рядом с метро «Шаболовская».

Строительство началось летом—осенью 1904 года, а ввести станцию в эксплуатацию планировалось в 1906-м, но окончание работ было отложено из-за забастовок 1905 года. Но через два года — в 1907-м наконец состоялось ее торжественное открытие.

И все заработало. Даже больше скажем, станция начала расти. В 1910—1912 и 1917 годах здесь установили дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.

Но пришла революция. После февральской на Трамвайной станции был создан заводской комитет, а в октябре ее представитель вошёл в состав военно-революционного комитета. В дни противостояния большевиков и сторонников Временного правительства комитет захватил станцию, на часовой башне работала пулемётная точка, а трамвай использовался красноармейцами для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу.

После Октябрьской революции электростанция перешла в подчинение Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, и в сентябре 1921 вместе с 8 другими станциями вошла в состав Управления объединёнными государственными электростанциями Московского района.

В это же время здание начинает терять свой облик. К нему пристраивали корпуса, технологические помещения, изменен декор фасадов и утрачена башенка с часами.

Последующие события описывать не имеет смысла — через каждые 3-4-5 лет ГЭС меняла то профиль, то владельцев, то сырье, на котором работала.

Несмотря на частичные модернизации, к 2005 году из-за общего износа и высокой стоимости производимой электроэнергии городские власти решают закрыть ГЭС-2. Нагрузку распределили на подстанцию «Берсеневская» и ТЭЦ-20.

Так и стояло здание до конца нулевых.

Но в ноябре 2009 года комплекс электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения под названием «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., архитектор В.Н. Башкиров».

Еще через пять лет — в ноябре 2014 года бывший владелец ПАО «Мосэнерго» продал электростанцию инвестору ООО «ГЭС-2» Леониду Михельсону. Новый собственник решил создать на этой территории музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства».

Михельсон создал Фонд развития современной культуры «Виктория – Искусство быть Современным» (V-A-C). Эта организация и стала заказчиком проекта новой ГЭС-2.

Концепцию реставрации разработала Международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже. Генеральным проектировщиком станции стала компания АПЕКС.

И вот уже 2 декабря 2021 года Владимир Путин и Сергей Собянин открыли ГЭС-2!

«Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим в мире проектом приспособления промышленного объекта под культурное пространство последних лет»» — сказал Сергей Собянин.

В ходе обновления сохранили исторические металлоконструкции несущих ферм и колонн, восстановили историческое пространство – два больших открытых зала внутри ГЭС-2.

В доме культуры сейчас проводят выставки, кинопоказы, концерты, перформансы и театральные постановки.

Но о современности мы уже много раз писали, а вот исторические фотографии публиковали не часто. Поэтому давайте к ним и перейдем:

1. Закладка центральной электростанции, 1904 год;
2. Построенная станция, 1907 год;
3. Центральная электростанция трамваев внутри, 1907 год;
4. Трамвайная электростанция, 1920 год. На башенке уже нет часов;
5. Электростанция МГЭС-2 и атмосфера 1930 года;
6. Уширение русла реки Москвы напротив ГЭС, 1934 год;
7. Обветшавшая ГЭС, 1980 год;
8. ГЭС в 1996 году;
9. ГЭС-2, наши дни;
10. Внутри ГЭС-2, наши дни. Источник — Российская газета

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях