Доброе утро!

А вы знали, что в 17 веке у царской семьи был еще и потешный дворец на Красной площади? Более того, вы можете его увидеть и по сей день — здание дошло до нас не в первоначальном, но хорошем состоянии. Да и вообще, оно является единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором!

Речь идет о дворце у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями.

Интересно, что прежде на этом месте был малый или задний двор, где в 16 веке находились поварни, медоварни, мыльни, какие-то столбы и малые избушки, принадлежавшие к домашнему обиходу Царского дворца.

Само здание построили в 1651 году как жилые палаты боярина Ильи Милославского — тестя царя Алексея Михайловича. С юга и севера от него расположили парадный и хозяйственный дворы. И так получалось, что почти квадратные хоромы с арочным проходом в середине как бы соединяли обе территории.

Автор здания нам неизвестен. Но историки считают, что возможно он был из числа тех архитекторов, которые при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче украшали будущую столицу памятниками церковного и гражданского зодчества. Тогда их называли палатных и городовых дел мастерами.

Но что это было за здание?

Кирпичные хоромы состояли из двух четырехэтажных палат, которые соединяла еще одна постройка в три уровня.

Верхний ярус одного из высоких корпусов образовывал терем с арками — там разместилась домовая церковь. Над чердаком у северной стороны терема возвышался каменный шатер-колокольня, который был еще и смотровой башенкой. Историки полагают, что оттуда открывался шикарный вид на Москву.

Кстати, возможно, эта башенка в западной части Кремля имела такое же значение, как и Царская на востоке стены.

Под зданиями были глубокие подвалы. Удивительно, но были записаны воспоминания старожилов! Они рассказывали, что там располагались покои с «изращатыми стенами».

После смерти Милославского усадьба перешла в царскую казну в 1669 году. Для удобства ее соединили каменными переходами с Царским дворцом. И тут уже началось самое интересное — в 1672 году в хоромах для царской семьи стали устраиваться потехи. Если расшифровать, то это первые на Руси театральные представления!

Собственно, именно поэтому палаты стали именоваться Потешным дворцом.

Но с 1679 года здесь поселились члены царской семьи. Из-за этого дворец был расширен и частично перестроен. Его отличительной особенностью стало расположение домовой церкви Похвалы Богородицы — ее как бы «вписали» в здание.

Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви (почти, как балкон). Именно это помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью.

Есть интересные данные, что 3 марта 1681 года царица Агафья Грушецкая — жена царя Фёдора Алексеевича — пожертвовала со своей шубы на оклад образа Богородицы в церкви Потешного дворца 46 аламов (это серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная с драгоценными камнями или жемчугом). Так вот, общий вес дара был 12 фунтов 83 золотника или 5,27 кг!

Еще говорят, что именно в Потешном дворце начинал учебу юный Петр I под руководством дьяка Никиты Зотова. На стенах комнат преподаватель повелел изобразить отечественную историю в лицах, главные Европейские города, здания, корабли и пр.

Также Расходные книги Оружейной Палаты свидетельствуют, что «в покои Царевичу Петру были покупаемы потешные Немецкие листы», т.е. лубочные картинки забавного содержания.

Но время шло. И при взрослом императоре во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году уже при Александре I здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. На все работы было выделено 79 тысяч рублей.

Перестройка прошла по проекту И.В. Еготова, в рамках которого восточный фасад, выходящий на вновь образованную Дворцовую улицу, превращался в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а внешние стены и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями.

Домовая церковь при этом была упразднена и с неё сняты купола.

Интересно, что в 1812 году в Потешном дворце расположилась французская гвардия. Поэтому он не был сожжен и взорван. А в 1813-ом в нем содержался пленный французский генерал Доминик
Вандам.

Кстати, когда Вандама представили Александру I, в ответ на упрёки в насилиях над немцами и французскими эмигрантами он дерзко ответил: «По крайней мере меня не могут обвинить в убийстве своего отца», намекая на известное происшествие с Павлом I. Александр в ответ приказал отправить пленного Вандама «на границу Сибири», однако с сентября по декабрь 1813 года тот находился в Москве, жил с комфортом в Кремле и принимался в лучших домах.

Узнавший об этом император потребовал немедленно выслать Вандама в Вятку с одним лишь денщиком. Там он жил с января 1814 года до конца мая, когда после получения известия об отречении Наполеона началось возвращение пленных во Францию. В середине июля он прибыл в Ригу и оттуда морем отплыл во Францию.

Но вернемся к нашей истории.
В 1874—1875 годах архитектор Николай Шохин сделал попытку частично вернуть сооружению древний вид, но это была лишь стилизация, отражавшая представления архитектора. Собственно, и в 1884 году в помещении располагался комендантский дом.

История палат в советский период неизвестна, но в настоящее время там размещаются службы Комендатуры Кремля. Именно по инициативе ведомства в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы, в основном по восстановлению отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и дворца, также — некоторых интерьеров.

Одной из находок стало обнаружение на наличниках парадного этажа уникальной белокаменной резьбы с сюжетами, редкими для декораций 17 века — цветами, реальными и фантастическими зверями и птицами, рыцарскими турнирами.

А теперь — к историческим кадрам:

1. Потешный дворец. Акварель, начало 1800-х годов. Ф. Алексеев;
2. Потешный дворец. Вид с севера от Львиных ворот. Литография с оригинала 18 века;
3. Дворец как комендантский дом, 1884 год. Фото Николая Найденова.
4. Потешный дворец с церковью Похвалы Богородицы. Фрагмент южного фасада. Автор: Фото Музеи Московского Кремля;
5. Дворец летом 2022 года. Автор: Мальцева Елена Анатольевна;
6. Дворец, наши дни. Фото — kremlin. ru/

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях