Доброе утро!

Самый популярный вокзал — это, конечно же, Ленинградский! Но как он появился и что было на его месте? Сейчас расскажем!

Интересно, что эти окрестности были известны еще в 14 веке. Тогда они назывались Красным прудом и принадлежали московскому князю Василию I. Но к 1462 году земля перешла в собственность Ивана III и её стали именовать Красносельской дворцовой слободой.

Берег водоёма использовали под пастбища, и поэтому в конце 17 века территория между насыпным валом и прудом представляла собой широкое поле. Так, в северо-западной части участка находился путевой дворец Алексея Михайловича. Строение украшала каланча, поэтому в народе пустырь прозвали Каланчёвской площадью.

При сооружении Камер-Коллежского вала местность вошла в состав столицы и начала постепенно застраиваться. Тогда через участок проходил путь во Владимирскую землю, а северную его часть занимал Артиллерийский полевой двор. Там хранили боевые снаряды и устраивали учения.

Во время пожара 1812 года комплекс воспламенился из-за взрывов боеприпасов. Однако двор не реконструировали. Часть участка стояла свободной до середины 19 века, пока здесь не решили возвести железнодорожный вокзал.

Кстати, строительство прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом началось в 1842 году. Тогда император Николай I подписал соответствующий указ.

Дорога должна была стать первым казённым двухпутным полотном в стране!

Работы велись одновременно на всей длине линии, но участки вводились по очереди. Для конечной станции в Москве изначально планировали использовать участок в черте Садового кольца.

Так, рассматривали площади Тверская застава и Трубная. Но от этой задумки отказались из-за шума и возможного пожара от искр из печи паровоза. Поэтому строительная комиссия выбрала Каланчёвский пустырь на северо-восточной окраине города.

В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил проекты для вокзалов промежуточных станций железной дороги. Он предложил и собственные идеи по организации вокзала, но их не приняли.

Пошли другим путем — более сложным. Был организован архитектурный конкурс, в котором участвовали такие знаменитые специалисты, как Александр Брюллов, Николай Ефимов, а также Константин Тон. Кстати работу Тона и утвердил Николай I для обоих конечных вокзалов железной дороги.

Сооружение здания в Москве началось в 1844 году под руководством управляющего путями сообщения Петра Клейнмихеля, у которого с Тоном случались разногласия. Так, Клейнмихель требовал использования кирпичной кладки с тонкими швами, что казалось ему наиболее эстетичным. Архитектор отказался исполнять это указание, опасаясь нарушения монолитности стен и возникновения трещин. В результате конфликтов в 1847-м работы перепоручили Рудольфу Желязевичу, который, по словам современников, отличался большей уступчивостью.

В итоге строительство завершили в 1851 году. Здание являлось стилистической парой вокзала в Санкт-Петербурге, но отличалось меньшими размерами. Его длина составляла 25 саженей, ширина — 12 саженей.

Главный фасад расположили вдоль Каланчёвской площади. Центральную часть здания занимал просторный двусветный вестибюль. Помещения вокзала украшал дубовый паркет и мраморные шведские печи, туалеты также оснастили каминами, что было редкостью. Императорские залы имели массивные дубовые двери, их оборудовали зеркальными шкафами. Второй этаж главного корпуса вокзала отвели под квартиры служащих.

Интересно, что планировка здания подчинялась классовой системе пассажиров. Для разных слоёв населения предусмотрели отдельные помещения, одинаковые по своему назначению.

Левую платформу отделили от внешнего пространства стеклянными арками. К ней примыкали два дополнительных павильона. Один предназначался для обслуживания царской семьи, другой — для распределения и отправки багажа.

Обе платформы связывали поперечный перрон и вестибюль. Железнодорожные пути объединили поворотными кругами для перестановки локомотивов.

Архитектор Тон планировал расположить симметрично относительно главного здания вокзала два флигеля для таможни и квартир служащих, но реализовали только первый из них.

Так, строительство комплекса завершилось к 1853 году. Он состоял из трёхэтажного главного корпуса, одноэтажного пакгауза и двухэтажного крыла с квартирами служащих.

Первый поезд прибыл на Петербургский вокзал Москвы 3 августа 1851 года, а 19 числа того же месяца по железнодорожному сообщению впервые проехал Николай I с супругой и наследниками.

Регулярное движение поездов было открыто в ноябре 1851 года. Но уже через четыре года из-за кончины императора Петербурго-Московскую железную дорогу переименовали в Николаевскую. Это же название получили и оба конечных вокзала.

А теперь — к историческим кадрам:

1. Красный пруд осенью. Пейзаж Льва Каменева;
2. Красный пруд и Красное село в конце 19 века;
3. Схема станции (ныне Ленинградский вокзал) Николаевской ЖД в Москве, 1853 год;
4. Чертёж вокзала, 1872 год;
5. Каланчевская площадь в XIX веке, в центре — Николаевский вокзал, 1850-е годы;
6. Императорский поезд на вокзале. Август 1851 года;
7. Главный фасад Николаевского вокзала, 1883 год.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро!

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях