Если говорить о Белорусском вокзале, то, что вам первое приходит на ум? Здание, легендарный фильм или, может быть, просто образ поездов?
А пока вы думаете, мы расскажем, как появилось это историческое здание и как оно прошло сквозь века и осталось прежним.
Начнем с того, что строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, стартовало во второй половине 1860-х годов.
Тогда дорога называлась Московско-Смоленской.
А уже в конце апреля 1869 года началось строительство и самого вокзала, который получил название по одному из пунктов назначения — Смоленский.
Он стал шестым по счёту в Москве.
Торжественное открытие этой железной дороги, а вместе с ней и здания состоялось 19 сентября 1870 года.
Только вот после этого пути продлили до Бреста. И в ноябре 1871 года вокзал стал называться Брестским.
Технологии не стояли на месте. И уже в начале 1890-х годов движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. Это было жутко неудобно, вокзал не мог вместить себя всех пассажиров. Поэтому в 1907 году началась реконструкция здания.
Автором проекта стал архитектор Иван Струков. Интересно, что он и до этого был связан с этими путями. Его первыми реализованными проектами стали Техническое училище Московско-Брестской железной дороги и станции «Кунцево» и «Кубинка» на этой линии.
Так, 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое.
А уже 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским в честь императора Александра Павловича.
Но прогресс не стоял на месте, как и фантазия у градоначальников. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую.
Ну, нельзя же это как-то не отметить, наверное, подумали в правительстве. И переименовали вокзал в Белорусско-Балтийский.
Просуществовало так здание около 14 лет. И снова перемена. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.
После этого не было никаких изменений вплоть до 2007 года. Тогда началась реконструкция вокзала для организации ж/д сообщения с аэропортом «Шереметьево».
Проект касался лишь части вокзала и предполагал строительство нового терминала, который теперь каждый день перевозит сотни людей между Москвой и аэропортом.
Терминал открылся 27 августа 2009 года.
Он расположился в четвёртом зале Белорусского вокзала и занял площадь 600 м². Здесь пассажиры, улетающие из Шереметьево, могут пройти регистрацию на авиарейсы, используя специальные киоски.
Кстати, вокзал входит в состав Московских центральных диаметров, маршрут МЦД-1.
С 21 ноября 2019 года в связи с открытием МЦД-1 транзитное движение с Курского на Смоленское направление приостановлено.
В 2020 году подрядные организации АО РЖД начали строить соединительную ж/д ветку между Киевским и Смоленским направлениями.
Полностью завершить все работы хотят к 2023 году. В итоге здесь скоро будут останавливаться и поезда МЦД-4.
А теперь посмотрим на кадры истории:
1. План-чертёж;
2. Смоленский вокзал, 1870 год;
3. Брестский вокзал, 1899 год;
4. Брестский вокзал. 1900 год;
5. Александровский вокзал, 1912 год;
6. Александровский вокзал в дни празднования 300-летия Дома Романовых, 1913 год;
7. Белорусский вокзал, 1950 год;
8. Вокзал в наши дни.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews