Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Что такое один день в Москве? Одним словом — беготня. Времени мало, город большой, посмотреть хочется все и сразу. Но что такое день в Москве, если мы говорим о кино? Об этом нам рассказали Михаил Кауфман и Илья Копалин.

В сегодняшней утренней истории мы расскажем об уникальном фильме. И, конечно же, его покажем.

Название — «МОСКВА. Пробег кино-глаза».
Представьте себе, год выпуска — 1927. Это первая самостоятельная работа режиссеров Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Они — ученики Дзиги Вертова — одного из основателей и теоретиков документального кино. Интересно, что именно он обогатил кинематограф множеством приёмов и техник, включая методики «скрытая камера» и «киноглаз».

Кстати, именно тогда вокруг него сформировалось объединение «Киноки». С 1922 по 1923 год Вертов, Кауфман и жена Вертова — Свилова опубликовали в авангардистских журналах серию манифестов, где они противопоставляли себя (киноков) «кинематографистам» и настаивали на том, что смерть «кинематографии» необходима для жизни киноискусства.

Они жестко критиковали «русско-германскую кинодраму» и «американские фильмы», так как отвергали постановочное кино со сценарием, актёрами, реквизитом, декорациями и студийными съемками.

Для них было неприемлемым кино, понимаемое как синтез искусств. Они утверждали что фильмы будущего должны передавать правду жизни, как кинохроника записывает реальную жизнь.

В то же время, именно Вертов подчеркивал, что его метод Кино-глаза был методом коммунистической расшифровки мира.

Но вернемся к нашей ленте о Москве.
Между прочим, это полноценный полнометражный фильм, снятый в лучших традициях советского киноавангарда конца 20-х годов прошлого века, и при этом совершенно без слов.

Тема — один день в столице.
Производство: «Совкино» (Всероссийское акционерное общество).

Уникальность этой ленты заключается в том, что здесь мы можем видеть хроникальные кадры старой доброй Москвы, сегодня уже почти не существующей: Сухареву башню, Красные ворота, Обелиск Свободы.

Мы побываем и в бывшем Елисеевском магазине, на Сухаревском рынке, посмотрим на нэпманов, глянем в спину людям в хороших пальто и шляпах, сопровождаемых ироничным титром «Тоже — «на работу».

И в то же время увидим точно такой же, но уже рабочий кооператив. Нам покажут вечерние кружки, где люди учатся, но с таким же вниманием и теплым юмором увиден отдых москвичей загородом — в Петровском парке и на Москве-реке, и это именно москвичи, а не «обыватели».

«Мы, зрители, побываем с авторами на отливке стали на «Серпе и Молоте», фабрике электроламп и табачной фабрике «Ява». И вместе с тем — окажемся, но городском ипподроме. Лишь к концу фильма проявится определённая тенденция — представить Москву местом, куда стремятся все: и немецкие рабочие, и послы Персии, Англии, Франции», — написал об этом фильме президент Гильдии киноведов и кинокритиков России А.М. Шемякин.

Сейчас фильм перешел в разряд «Общественной достояние».

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version