Кто бывал в районе ж/д станции Грачёвская, тот возможно видел удивительный замок. Это усадьба Грачёвка. Но откуда он там взялся и какие исторические события застал? Рассказываем.
Начнем с того, что местность, на которой сегодня расположены парк и усадьба, с 15 века принадлежала сыну сурожского купца Георгию Сафарину. Несмотря на его богатство, занятия и знатность рода, местные жители прозвали его Ховрой, то есть, неопрятным, нечистоплотным, ротозеем.
Прозвище позже становится фамилией этого боярского рода, а деревню называют Ховрино.
По другой версии, род Ховриных происходит от византийской императорской династии Комнин. Тогда фамилия Комнин «оказалась неблагозвучной для русской речи, и её тут же переиначили на Комрин, позднее Ховрин».
Уже на рубеже 16—17 веков потомок Георгия — Василий Третьяков-Ховрин — возводит тут церковь Великомученика Георгия, и Ховрино становится селом.
Но в скором времени приходит смута, церковь была сожжена отступниками и усадьба превратилась в пустошь. Следующим её владельцем стал близкий боярин царя Алексея Михайловича, стольник и тобольский воевода Василий Шереметев.
В 1660 году он попадает в плен к крымским татарам, из которого возвращается лишь спустя 21 год. После его смерти Ховрино переходит в качестве приданого за его дочь к князю Якову Голицыну. Позже им владеют Пронские и Пожарские, а затем имение и вовсе отходит в царскую казну.
Но в 1700 году сын Алексея Михайловича Пётр I жалует село своему сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Головину, потомку Ховриных, таким образом возвращая усадьбу исконным владельцам.
Головин участвовал во всех начинаниях молодого царя, был воином и дипломатом, адмиралом и начальником Оружейной палаты. Кроме прочего был известен тем что заключил с Китаем Нерчинский договор и стал первым кавалером высшего российского ордена Андрея Первозванного.
Кстати, сам Петр I получил этот орден только шестым по счёту.
От Фёдора Головина Ховрино по наследству перешло к сыну Николаю и оставалось в руках семьи более ста лет.
Именно они заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы, разбили плодовый сад и регулярный липовый парк с прудами на реке Лихоборке, выстроили новую каменную Знаменскую церковь.
Перед самым началом Отечественной войны, в 1811 году внучка адмирала Головина — Екатерина Барятинская — продает село князю Петру Оболенскому, и год спустя усадьба была разграблена и сожжена наполеоновскими солдатами.
Не имея возможности восстановить её, князь продал усадьбу Наталье Столыпиной, младшей сестре Елизаветы Арсеньевой (бабушки Михаила Лермонтова). Новые владельцы отстроили новый дом, перед ним разбили длинный широкий пруд. Парк стал более компактным, а полукруг фруктового сада развернули на юг.
В 1859 году усадьбу купил миллионер и фабрикант Евграф Молчанов. Он вновь перестроил усадьбу, пригласив в Ховрино известного архитектора Михаила Быковского, который прославился созданием ансамбля Ивановского монастыря.
Много сил и средств было потрачено на восстановление и расширение парка, очистку и благоустройство водоемов.
На почти голом месте был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч.
Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты. Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей. Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка.
В это же время усадебный парк оказался «перерезан» Николаевской железной дорогой. После строительства платформы поместье начало превращаться в дачный поселок. Молчанов построил рядом с имением несколько дач, которые сдавал на лето состоятельным москвичам, а в крестьянских избах размещались артисты, бедная интеллигенция и мелкие чиновники.
Старую церковь, на берегу пруда, решено было разобрать. Для строительства нового храма Быковский выбрал сухое возвышенное место, которое огибалось сельской дорогой (сейчас это поворот с Клинской улицы на Фестивальную). Евграф Молчанов умер за год до завершения церкви, поэтому внутренним убранством занималась его вдова. Именно этот храм сохранился до наших дней.
Но в 1879 году Молчанова продала усадьбу купцу Панову, подрядчику, разбогатевшему на строительстве железных дорог.
Местные отзывались о нём как о человеке беспринципном и вздорном, привыкшем на строительстве иметь дело с уголовниками. Окрестные крестьяне не любили его до такой степени, что не раз грозились сжечь имение вместе с хозяином. В 1884 усадьба действительно сгорела, но Панов не пострадал.
В 1895 году, после смерти Панова, усадьбу приобрел купец Митрофан Грачев и дал ей свое имя. За несколько лет он расчистил и облагородил парк, обновил хозяйственные постройки и заново перепланировал усадьбу.
Новый владелец бывал в Монте-Карло и восхищался архитектурой игорного дома авторства Шарля Гарнье. По его просьбе Георгий Кайзер выстроил на месте сгоревшего главного дома здание по проекту модного архитектора эпохи модерна Льва Кекушева.
Эта постройка напоминает казино Монте-Карло. Стиль, в котором был исполнен господский дом, современники называли французским ренессансом или модернистской эклектикой.
Митрофан Грачёв умер в 1899 году, за год до завершения проекта. Хозяйкой усадьбы вплоть до революции оставалась его вдова Варвара Николаевна. Вместе с сыном, Семеном Грачевым, они завершили все переустройства.
Усадьба процветала и была популярным местом отдыха московской интеллигенции. Здесь бывали Петр Чайковский, Алексей Толстой и Владимир Гиляровский. В Знаменской церкви поэт Валерий Брюсов обвенчался с Иоанной Рунт. Грачевский парк был популярен среди художников, например, в усадьбе писал картины Кирилл Лемох.
Но пришла революция. В 1918 году Грачёвых из усадьбы выгнали, а во дворце был размещен рабочий факультет Петровской сельскохозяйственной академии (будущей Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева).
Десять лет спустя тут открыли туберкулезный диспансер для женщин, который перед началом Великой Отечественной войны был преобразован в кумысолечебницу.
Тогда же пруды осушили, а Грачевский парк частично вырубили. Службы в Знаменской церкви проходили вплоть до 1936 года, несмотря на просьбы руководства сельскохозяйственной академии, звучавшие с 1932 года, отдать здание под студенческий клуб.
Во время войны в Грачевской усадьбе расположили госпиталь для тяжелораненых, а затем После войны в Грачёвке открылся туберкулёзный санаторий для женщин.
В 1947 сюда перевели Московскую областную физиотерапевтическую больницу, которая занимает дворец по сей день.
Само село Ховрино вошло в состав Москвы в 1960 году.
А теперь — к историческим кадрам:
1. Имение «Грачёвка», 1898 год. Источник: Е. Савинова. Сельские усадьбы московских предпринимателей к.19 — н.20 в. М., 2008.
2. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, 1900 год. Источник: [Паламарчук П.Г., он же Семен Звонарев] Сорок Сороков: Альбом указатель всех московских церквей в четырех томах. Paris: YMCA-PRESS, 1990. Т. IV.
3. Бывш. усадьба Грачева, санаторий Ховрино, 1923 год. Источник: открытка из серии «Барские особняки на советской службе».
4. Парк в Ховрине, 1900 год. Московские ведомости.
5. Храм иконы Знамения Божьей Матери в Ховрино, 1934 год. ГНИМА им. А.В. Щусева.
6. Усадьба Ховрино («Грачёвка»), 1934 год.
7. Усадьба Ховрино, 1934 год.
8. Усадьба Ховрино в Грачёвском парке, 2008 год. Источник — bit.ly/3SgaXfa.
9. Усадьба, наши дни. Источник — bit.ly/3MRLQ1b
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews