Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

А вы знаете, что некоторые здания в прошлом — часть более масштабных, но не реализованных проектов? Например, сюда подходит и история «Дома архитекторов».

Уникальное полукруглое здание находится на Ростовской набережной на берегу Москвы-реки.

Дело в том, что в 1930-х Союз Архитекторов СССР потребовал возвести новое жильё для постоянно увеличивающегося числа членов.

Проект разрабатывался в рамках реконструкции Смоленской и Ростовской набережных в 1934–1938 годах. Его автором стал знаменитый Алексей Щусев.

Кстати, именно благодаря ему Москву украсили Казанский вокзал, гостиница «Москва», здание Наркомзема на Садовой-Спасской улице и множество других объектов.

Но вернемся к нашей истории.

Интересно, что сначала участок набережной по обе стороны Бородинского моста хотели застроить домами масштабного жилого комплекса. Здания на берегу Москвы-реки должны были выделяться своими размерами и башенками. А несколько сооружений планировали сделать высотными — по 14 этажей.

Однако работы велись достаточно медленно, в проект постоянно вносили изменения. Поэтому до Великой Отечественной войны задумку реализовать не успели.

В итоге от амбициозных планов осталось только несколько зданий. Одним из них и стал «Дом архитекторов», который, что удивительно, успели достроить к 1939 году.

Из-за того, что здание предназначалось для Союза архитекторов, его изначальный проект был очень ярким. Задумку предложил Щусев в 1934 году.

Фасад здания смотрел в сторону Киевского вокзала, но три верхних этажа были разной длины. И именно это создавало эффект асимметрии.

Пространство Ростовской набережной должны были озеленить, а двор украсить обелисками и фонтанами.

Там была и монументальная лестница. Она живописно спускалась террасами к реке. Всё вместе это больше походило бы на дворец.

Так проект и пересматривали на протяжении нескольких лет. Каждый новый эскиз становился все менее ярким. Построенное в итоге здание совсем не походило на то, что изначально предлагал Щусев.

Архитектура получилась настолько сдержанная, что не было даже намёка на задуманные когда-то украшения. Причины упрощения, конечно же, — в деньгах.

В результате получилось примерно следующее: полукруглый дом с внутренним двором обращен к реке.

Такая необычную, по тем временам, планировку сделали из-за того, что здесь стояла церковь Благовещения на «Бережках» (постройки 17 века), и новое здание как бы огибало ее.

Щусев хотел сохранить святыню. И это у него получилось. Закрытая, но не снесенная церковь еще долгое время стояла как будто окруженная новостройкой.

Здание, изогнутое по дуге, лишь подчеркивало созданную русскими зодчими красоту. Кроме того, храм славился прекрасным иконостасом из белого мрамора.

В таком виде «Дом архитекторов» простоял до 1960-х годов. И тогда его внезапно решили закончить. Так, с обеих сторон появились два крыла вообще без украшений, отделанные кирпичом. Этажность варьировалась от 8 до 11 уровней.

Но для завершения проекта была необходима жертва. Ей и стала церковь Благовещения. Её окончательно уничтожили. Сегодня о ней напоминает лишь камень в небольшом сквере перед фасадом здания.

И пусть первоначальный замысел архитекторов не был реализован в полном объеме, здание «Дома архитекторов» стало одной из величественных доминант панорамы Москвы-реки, задавшей тон дальнейшей застройке набережных.

А теперь — к фотографиям:
1. Изначальный проект застройки Смоленской и Ростовской набережных;
2. Проект «Дома архитекторов»;
3-4. Церковь Благовещения;
5. Современный вид «Дома архитекторов».

Автор текста — Мария Купцова.
__________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version