Количество театров в столице подсчитать достаточно сложно. Мы точно знаем, что 82 таких учреждения входят в городскую систему, еще 13 — в федеральную. А вообще в столице работают порядка 240 коллективов.
И вот о последнем мы расскажем, но сквозь призму истории одного здания.
Сегодня наш главный герой — Бывший театр Секретарева.
Известно, что в середине 19 века городская усадьба принадлежала представителю московского купечества Федору Лангу.
Но уже в 1860-м владение выкупает статский советник Петр Секретарев. Он сразу же возводит здесь здание. И, представьте себе, открывает свой собственный театр.
Каким он был?
Двухуровневый совсем маленький зал — на 300 мест (примерно, как в современном культурно-досуговом центре), но в нем было все, что присуще другим театрам:
— сцена;
— партер с галеркой;
— ложи;
— ярусы;
— место для небольшого оркестра.
Служебный вход для актеров и сцена располагались справа, а парадный подъезд для публики обустроили в левой части здания. Но если вспомнить, что «театр начинается с вешалки», то следует упомянуть еще о наличии:
— гардеробной;
— кухонного помещения;
— танцевального класса;
— буфета.
В «Секретарёвке» — так прозвали в народе этот театр — служили не только профессионалы, но и актёры-любители. Основной репертуар состоял из постановок, которые не могли появиться на казенной императорской сцене.
Там выступали знаменитые в то время артисты. Правда, сегодня их имена широкой публике уже неизвестны:
— Николай Рощин-Инсаров (Пашенный);
— Александр Артём (Артемьев);
— Николай Музиль;
— Модест Писарев.
Интересно, что здесь же практиковался и актер-любитель – известный предприниматель, благотворитель, один из самых богатых людей Российской империи Савва Мамонтов. Однако, он решался выступать только перед избранной публикой.
Кстати, это увлечение театром привело его к созданию Московской частной русской оперы. Она была организована Мамонтовым в 1885 году и стала крупнейшей в России негосударственной оперной антрепризой.
Также именно в «Секретарёвке» впервые поднялся на сцену выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик и основатель МХАТа Константин Станиславский. Настоящее его фамилия Алексеев. А легендарный псевдоним он позаимствовал у Алексея Маркова, переставшего играть после окончания медицинского факультета Московского Императорского университета.
Но театр просуществовал совсем недолго. Уже в 1888-м площадку сдали в аренду «Обществу искусства и литературы» с театральной школой. Руководил сообществом в то время оперный певец-тенор и профессор Московской консерватории Фёдор Петрович Комиссаржевский. Вместе с ним здесь работали в то время:
— театральный художник Федор Сологуб,
— режиссер Александр Федотов;
— режиссер Константин Станиславский.
И вот, в 1892 году частный театр закрылся насовсем. Владение было продано врачу Алексею Корнилову, открывшему здесь свою водолечебницу и электролечебницу. Кстати, упоминание о ней можно найти в «Записных книжках» Антона Чехова.
Были в здании и необычные постояльцы. Например, некоторое время до прихода к власти большевиков, в доме размещался «Противоалкогольный музей». Его открыли на частные пожертвования. Владельцем считалось общество «Попечительства о народной трезвости».
Удивительно, но 1917 год вернул зданию его первоначальную функцию — вплоть до 1924 года в бывшем театре Секретарева находился еврейский репертуарный театр «Габима». В его работе принимал участие режиссер и педагог Евгений Вахтангов.
Кстати, именно в его честь 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический театр имени Е. Вахтангова. А в 1931 году здесь создали еще и музей, основой которого стали материалы, собранные его женой.
Интересно, что «Габима» появился еще в 1913 году в литовской Вильне. Его создатель актер и режиссер Наум Лазаревич Цемах, Однако через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей учреждение пришлось закрыть.
Уже в Москве в 1917 году Цемах обращается с просьбой о создании театра, играющего на иврите, к Константину Станиславскому. Тот, в свою очередь, поддерживает начинание и даже выделяет студию для будущего театра в МХТ.
Помимо этого, Станиславский назначает своего ученика Евгения Вахтангова художественным руководителем студии. Идею создания еврейского театра поддержал и нарком по делам национальностей Иосиф Сталин.
Но и тут «Габима» просуществовал относительно недолго. После зарубежных гастролей в 1926 году труппа решила не возвращаться в СССР.
Так вот, вернемся к зданию.
В 1925-м в нем разместились коммунальные квартиры, а со временем и мастерские московских художников.
В 1930-е на третьем уровне дома пристроили дополнительный деревянный объем. Вы его сможете увидеть и сейчас.
Кстати, коммуналки находились здесь вплоть до 1980-х.
Сейчас дом в Нижнем Кисловском переулке включен в список «Объектов культурного наследия Москвы». В нем находятся издательство, юридическая фирма и малоизвестное выставочное пространство.
А теперь — переходим к кадрам:
1. Усадьба в 1920 году;
2. Схема зала театра в Практическом Указателе города Москвы с планами московских театров, 1890 год;
3. Усадьба, 2000 год. Источник — wikimapia;
4. Дом в 2018 году. Источник — commons.wikimedia.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews