Дом Голицина, усадьба Чернышёва — это всё названия здания на ул. Тверская, 13. И несмотря ни на что, оно всегда было связано с Правительством Москвы. Сегодня главный герой нашей утренней истории — здание мэрии Москвы.
Начнем свой рассказ с того, что во второй половине 18 века участок Тверской улицы близ Вознесенского переулка сильно пострадал от Троицкого пожара.
Кстати, это проишествие случилось в центре Москвы на праздник Святой Троицы 29 мая 1737 года, в период правления императрицы Анны Иоанновны. Возгорание было одним из крупнейших городских пожаров 18 века, поэтому современники назвали его Великим.
В огне оказались Московский Кремль, дома и лавки на Волхонке, Знаменке, в Китай-городе и других районах. В общей сложности в пожаре погибло 94 человека, разрушено около четверти городской застройки.
Так вот, после этого в 1778—1782 годах на этом месте возвели новое здание. Большинство историков приписывают авторство проекта Матвею Казакову, но отдельные исследователи полагают, что он лишь осуществлял инженерные работы по плану неизвестного архитектора.
В те годы усадьба служила личной резиденцией графа Захара Чернышёва, который к моменту окончания работ занял должность генерал-губернатора Москвы.
Каким был дом в те времена?
Трёхэтажный дворец в стиле зрелый классицизм был обращён на Тверскую площадь. Он имел анфиладную планировку: поднявшись по парадной лестнице, украшенной медными балясинами, посетители попадали в Белый зал. Его стены отделали мрамором и фигурными барельефами, пол выстелили наборным паркетом с инкрустацией из тёмного дуба.
Под потолком находились специальные хоры для музыкантов, которые снизу поддерживали спаренные колонны.
Через мраморный Голубой зал гости попадали в Красный, который резко отличался от строгого оформления предыдущих помещений. Комната была выдержана в белых, золотых и алых оттенках, а также декорирована множеством зеркал, лепниной и цветными декорациями.
С тыльной стороны усадьбы расположились боковые корпуса, которые создавали внутренний двор. При строительстве фундамента использовались материалы разобранных стен Белого города.
Уже в 1785 году после смерти Чернышёва имение было выкуплено в счёт городской казны у его наследников. А в 1790-х годах усадьбу вообще решили реконструировать, и снова по проекту Матвея Казакова.
К тому моменту она получила название «Тверской казённый дом, занимаемый генерал-губернатором» и являлась одной из крупнейших административных построек вне стен Кремля. Для отопления помещений в здании находились:
— 182 голландских, 52 русских и 17 духовых печей;
— четыре камина;
— 12 очагов.
Известно, что в дальнейшем резиденция неоднократно перестраивалась в соответствии с требованиями и вкусами действующего градоначальника. К концу 18 века перед особняком обустроили военный плац, а в 1806 году в помещениях была устроена домовая церковь, просуществовавшая вплоть до 1921-го.
Но давайте сначала уточним, что в 1812 году резиденции повезло — она уцелела во время столичных пожаров, однако и сильно пострадала от вандализма французских войск. Солдаты использовали деревянные двери и паркет для растопки печей и каминов.
После этого, восстановление дворца началось только в 1814-м при генерал-губернаторе Александре Тормасове под руководством архитектора В. Мирошевского. Уже через год в стенах дома был дан приём в честь дня рождения императора Александра I.
Но не все пожары удалось обойти стороной. В 1823-м строение горело. Его восстановление заняло более двух лет.
К концу 19 века район вокруг имения был достаточно шумным. Рядом с резиденцией находились:
— Тверская пожарная часть,
— политическая тюрьма,
— вытрезвитель,
— морг.
Тем не менее усадьба являлась одним из культурных центров Москвы благодаря генерал-губернатору Владимиру Долгорукову, который нередко устраивал в имении балы.
По слухам, на один из таких вечеров под видом богатого помещика проник мошенник Павел Шпейер, руководивший клубом червонных валетов. Он очаровал светской беседой Долгорукова и попросил разрешение показать усадьбу знакомому иностранцу. На следующий день Шпейер посетил дом в сопровождении английского дворянина и под присмотром дежурного чиновника осмотрел имение. Как выяснилось позднее, мошенник представился владельцем резиденции и заключил с иностранцем сделку о продаже, сопровождавший же не смог этого понять, так как не знал английского языка.
уже во время пребывания на посту губернатора великого князя Сергея Александровича в здании прошла масштабная реконструкция под руководством архитектора Николая Султанова. Имение оборудовали водопроводом, отопительной системой, электричеством, установили два лифта, а также перестроили конюшню под гаражное помещение.
По велению князя была организована выставка портретов всех московских градоначальников, а также коллекцию презентов, подаренных администрации города.
После Октябрьской революции в здании располагался сначала штаб Красной гвардии и Военно-революционный комитет, а в марте 1917 года здание перешло в ведомство Совета рабочих и солдатских депутатов, которое позднее переименовали в Моссовет.
После переезда правительства в Кремль Владимир Ленин неоднократно выступал в этом доме. Так, в 1919 году с балкона здания он обращался с речью к коммунистам, отправлявшимся на фронт. Позднее это событие легло в основу одноимённой картины Дмитрия Налбандяна, а также было увековечено на мемориальной доске, установленной на стене здания.
В 1929—1930 годах дом был перестроен по проекту архитектора Ивана Фомина. Усадебный комплекс дополнили новым шестиэтажным корпусом в стиле конструктивизм. Он расположился с тыльной стороны дворца на месте разобранных старинных флигелей. Строение отделялось от главного здания каменными арками с переходами.
В 1937 году во время расширения Тверской улицы (на тот момент — Горького), здание Моссовета оказалось выдвинуто за красную линию на 13,65 метра. Историческую постройку было решено сохранить и передвинуть дом на необходимое расстояние.
Но сделать эьто было очень нелегко. Нужно было учесть, что на тот момент зданию убыло уже почти 150 лет, а еще, что его фундамент белого камня не отличался прочностью. Кстати, еще на на первом этаже здания располагался бальный зал, не имеющий внутренних опор.
Кроме того, было необходимо сохранить подвалы дома, где на тот момент хранился архив.
Таким образом, со всеми оговорками, 16 сентября 1939 года начались работы по переносу дворца весом около 20 тысяч тонн. Для этих целей конструкцию укрепили металлическим каркасом и разобрали арки заднего двора, возведённые Фоминым.
Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы. Здание перемещали, не прерывая работы административных служащих. По слухам, это вызвало массовое увольнение сотрудников накануне.
Весь процесс занял 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения здания.
Время шло, и к 1945 году дом Моссовета был окружён более высокими постройками. Чтобы сохранить величественный облик здания, его решили надстроить двумя этажами. Изначально план реконструкции подготовил Иван Жолтовский, однако позднее он отказался от проекта. Архитектор не желал вносить правки, предложенные председателем Моссовета Георгием Поповым. Он говорил:
«Я уже старый человек, зачем мне нужно, чтобы про меня говорили: это тот самый архитектор, который изуродовал дом генерал-губернатора».
В итоге работы перепоручили Дмитрию Чечулину, которому помогали М. В. Посохин, Н. М. Молоков и М. И. Боголепов.
Чтобы старые стены нижних этажей выдержали нагрузку надстройки, их стянули массивным металло-кирпичным поясом, замаскировав его снаружи широким карнизом. Кроме того, каркас здания укрепили 24 металлическими колоннами.
Нижнюю часть главного фасада дополнили пилястрами колоссального ордера, а верхний ярус — восьмиколонным портиком. Центральный вход расширили и он приобрёл сходство с Триумфальной аркой, что было характерно для архитектуры того времени.
Дом перекрасили из жёлтого цвета в тёмно-красный, выделив отдельные части белым. Стены декорировали барельефами работы скульптора Николая Томского и гербом СССР.
Внутреннее убранство усадьбы было отреставрировано под руководством архитекторов Г. М. Вульфсона, А. Шерстневой и П. Д. Корина.
В 1993 году Моссовет был упразднён, а строение на Тверской переоборудовали под резиденцию мэра Москвы. И уже в 1994 году портреты столичных генерал-губернаторов вернули из музейных хранилищ в парадные залы дома. В это же время советскую символику, украшавшую фронтон дома, заменили гербом Москвы.
В 2013 году прошла масштабная реконструкция архитектурного убранства дома, средства на которую были выделены из городского бюджета. Во время работ отремонтировали декоративные элементы фасада, кованые ограды и балконные решётки, частично обновили кровельное покрытие, заменили водосточные трубы, а также устранили деформационные швы в местах вертикальных трещин.
А теперь переходим к историческим кадрам:
1. Дом генерал-губернатора на Тверской площади, 1870 год;
2. Вид празднично украшенного и иллюминированного к торжествам коронации дома Московского генерал-губернатора, 1896 год;
3. Белый (Танцевальный) зал генерал-губернаторского особняка, 1890 год;
4. Тверская площадь. Домовый храм при доме генерал-губернатора, 1892 год;
5. Московский губернатор В.Ф. Джунковский в своём рабочем кабинете на Тверской, 1911 год;
6. Бал «Empire» у Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в доме генерал-губернатора, 1900 год;
7. Дом Генерал-губернатора, 1917 год;
8. Передвижение здания Моссовета, 1937 год;
9. Советская площадь. Автор съёмки — Н. Грановский. 14 июня, 1955 год. Главархив
10. Здание, наши дни. Автор — A.Savin. Собственная работа.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews