Самый первый дом от Библиотеки им. Ленина — Городская усадьба Талызиных-Устиновых. Здесь был один из культурных салонов Москвы. Но как он здесь появился и как дом связан с дворцовым переворотом? Сейчас все расскажем.
Вообще по документам история этого владения прослеживается с 1620-х годов. Тогда участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским.
Но после этого территория так часто переходила между хозяевами, что уследить было весьма сложно. Начнем с того, что в середине 17 века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича.
Но уже в 1659 году казна приобрела его двор для размещения Нового аптекарского двора. При ведомстве тогда, в 1670-е годы, началось активное строительство под руководством «дворцовых каменных дел подмастерского сына» Гурия Варфоломеева. Таким образом, вдоль Шуйского (ныне Староваганьковского) переулка возвели дошедшую до наших дней Трапезную палату Аптекарского двора.
Позднее, в начале 18 века, после переезда Аптекарского двора в Мещанскую слободу, владение перешло к известному петровскому дипломату Василию Долгорукому. Возможно, именно при нем был построен дворовый корпус, известный как «Дом садовника».
Но пожил он здесь недолго. При императрице Анне Иоанновне Долгорукий был арестован. За участие в «заговоре верховников» сослан в Соловецкий монастырь, а в дальнейшем обезглавлен. Его двор передали «царю грузинскому Вахтангу», лишившемуся престола Картли и переехавшему в Россию.
Поясним, он лишился престола в Картлийском царстве — феодальном государстве в Восточной Грузии. Оно возникло во второй половине 15 века в результате распада единого Грузинского царства и просуществовало вплоть до 1762 года.
Но вернемся к истории дома.
В это время появилось каменное сооружение на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, вероятнее всего, по проекту Петра Еропкина. Возможно, эта палата частично сохранилась в объеме современного дома.
О Еропкине можно отметить то, что он не только автор множества знаковых зданий для Москвы, как, например, городской усадьбы А. П. Волынского на Рождественке или, как его сейчас называют, здание МАРХИ. А в 1740 году по его проекту возвели знаменитый Ледяной дом.
Это была одна из забав императрицы Анны Иоанновны. Дом был построен для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Строительством руководила «маскарадная комиссия».
В итоге получился полноценный домик из ледяных блоков, которые скреплялись водой. Размеры дома: длина 17,1 м, ширина 5,3 м, высота 6,4. Всё внутреннее убранство и утварь тоже были изготовлены изо льда, в том числе стол, табуретки, чашки, игральные карты, цветы и т. п.
Здание расположилось на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. «Свадьба» состоялась 6 февраля 1740 года. Дом растаял в апреле 1740 года.
Но вернемся к истории нашего дома.
Позднее у наследников Вахтанга VI усадьбу приобрел тайный советник и сенатор Александр Талызин. Именно он связан с переворотом 1762 года. Дело в том, что в день переворота Екатерина II появилась перед гвардейскими частями в мундире с чужого плеча.
Появиться в дамском платье она не сочла возможным, а времени на пошив мундира не было. Пришлось «одолжиться» у подпоручика Семеновского полка — Александра Талызина.
Впоследствии этот мундир, украшенный Андреевской звездой, был возвращен хозяину. А Талызин почти через четверть века, выйдя в отставку действительным камергером и тайным советником, поселился в Москве и приобрел у грузинского царевича Георгия Багратиони именно этот двор на Воздвиженке.
Уже к 1787 году по красной линии Воздвиженки было поставлено трехэтажное здание с двумя флигелями. Автор проекта неизвестен. По одной из версий, это был Матвей Казаков – известный московский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Дело в том, что ансамбль усадьбы Талызиных зафиксирован в его «Архитектурных альбомах».
Двор принадлежал семье тайного советника до 1805 года, затем был продан купцам Устиновым. Усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку.
При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин.
Кстати, известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов – представитель этой фамилии. Лауреат премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми», BAFTA, командор ордена Британской империи (1975), рыцарь-бакалавр (1990). Он снялся в 88 фильмах.
И снова о здании, которое вновь передали, но уже государству.
В 1845 году владение было продано Министерству финансов и здесь поселились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. В середине 1890-х годов боковые части главного дома были надстроены третьим этажом, здание приобрело нынешние формы.
После революции для особняка сначала ничего не поменялось, кроме владельцев — в 1920 году в туда въехал Секретариат ЦК РКП (б). Здесь находились рабочие кабинеты Сталина и секретарей ЦК Молотова и Куйбышева. Затем в здании попеременно располагались Госплан СССР и Министерство юстиции.
Но в 1930 годы усадьбу превратили в общежитие, потом в коммунальное жилье. Серьезно пострадали интерьеры.
Сразу после Великой Отечественной войны часть здания была передана вновь созданному Музею русской архитектуры. Начавшаяся реставрация осложнялась тем, что в доме продолжали жить люди. Представляете, последний жилец выехал в январе 1961 года.
И сейчас во всем здании располагается Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Интересно, что это единственный особняк того времени, где есть доступ ко всем внутренним помещениям. Нам что-то подсказывает, что пора туда на экскурсию!
А теперь — к фото и не только:
1. Парадный кабинет управляющего Московской казённой палатой. Воздвиженка
1887 год
2. Здание на Воздвиженке, 1889 год
3. Улица Калинина. Музей русской архитектуры им. Щусева, 1950 год
4. Чертеж Ледяного дома
5. Дом Талызиных. Анфилада парадных залов. Постоянная экспозиция 1947 года, ГНИМА им А.В.Щусева
6. Главный фасад Музея Архитектуры им А.В.Щусева, наши дни.
7. Портрет Екатерины II в гвардейском мундире Талызина на коне Бриллианте, художник Вигилиус Эриксен.
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews