У этого дома историческое не только расположение, но и владельцы. Мы говорим о здании на Большой Садовой улице, 10. Об этом месте часто пишут «Дом, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова».
Но давайте по порядку.
Дом на Большой Садовой был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Пигиту.
Дело в том, что этого дома вообще могло не быть, потому что Илья Давыдович был, по совместительству, еще и владельцем табачной фабрики «Дукат». И поэтому сначала купец хотел построить на Садовой фабрику, но из-за непосредственной близости к церкви Святого Ермолая ему было отказано в возведении промышленного объекта.
Но что возводить, когда хочешь заработать денег? Конечно же, доходный дом. Для этого он пригласил архитектора Эдмунда Юдицкого и зодчего Антонина Милкова.
Специалисты создали проект пятиэтажного здания в модном тогда стиле модерн: текучие, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы – все детали придавали фасаду неповторимый облик.
В плане дом Пигита имел вид трапеции — три жилых корпуса соединялись с секцией художественных мастерских. Дальше — круче. Внутри просторного двора бил фонтан, а перед Садовым кольцом был разбит палисадник. Мечта, а не дом.
К сожалению, подлинные интерьеры были утрачены в 1990-е годы, во время бума на евроремонты. Зато уцелели парадные вестибюли и оформление лестничных клеток со стороны главного фасада. На полу в одном из подъездов на всех лестничных площадках до сих пор лежит метлахская плитка с так называемым черепаховым рельефом, имитирующим мозаичное покрытие. Фирма по изготовлению керамической плитки была основана в 1841 году в городе Метлахе членами двух семей — Виллеруа и Бох (что-то знакомое в названии, не правда ли?).
Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции: профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам – а студии заняли известные мастера своего времени – Петр Кончаловский, Георгий Якулов, Николай Фон Бооль.
Кстати, о художнике Якулове. Именно сюда к нему в гости, в «караван-сарай монпарнасского типа», в который превратилась его мастерская, приходили Маяковский и Таиров, Мариенгоф и Луначарский.
В студиях часто проходили встречи и творческие вечера. Современники отмечали, что «здесь можно было увидеть «всю Москву» — от наркома просвещения до начинающего художника, от прославленного режиссёра до футуристического поэта».
Дом был знаменит своими гостями. Мы сейчас перечисли, кто здесь бывал: живописец В. Суриков, писатели А. Толстой, Б. Пастернак, В. Иванов, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, великие актёры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд, А. Таиров, балерина Е. Гельцер, пианисты К. Игумнов, В. Софроницкий, композиторы С. Прокофьев, Н. Голованов, скульптор С. Конёнков, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова и многие другие.
Именно в этом доме познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
И, кстати, помимо Сергея Есенина с Домом Пигита связаны имена имажинистов В. Шершеневича, А. Мариенгофа, А. Кусикова, т. к. в одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем книжного издательства имажинистов «Мезонин поэзии».
После революции Илья Пигит продал дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. В годы советской власти здание стало одним из первых в Москве домов-коммун. А именно — домом рабочей коммуны 15-й литографии. Квартиры превратились в коммунальные и были заселены сотрудниками типографий, а также рабочими фабрики «Дукат».
А теперь переходим к Булгакову. Для Михаила Афанасьевича комната в квартире 50 — первый постоянный московский адрес. Специалисты говорят, что жизнь здесь оставила неизгладимый след в судьбе писателя.
Неустройство коммунального быта, шумные и скандальные соседи, поющие за стенкой, ругань, побои — все нашло отражение в булгаковских фельетонах «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро» и повести «Тайному другу».
Что уж говорить — за нас все скажут цифры. На момент заселения в квартире было 16 соседей.
И когда Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», перед ним встал вопрос, где поселить Воланда со всей его свитой, то ответ пришел сразу — конечно, в «самой известной квартире в Москве»!
Так появился легендарный «дом 302-бис с нехорошей квартирой 50».
Михаил Афанасьевич прожил в доме на Большой Садовой в квартирах 50 и 34 чуть более трех с половиной лет — с 1921 по 1924 год. За это время он написал не только огромное количество фельетонов и рассказов для газет и журналов, а также роман о гражданской войне «Белая гвардия».
Кстати, помните, выш мы упомянули художника и управляющего императорскими театрами и училищами Николая фон Бооля? Так вот, в 1937 году его студию выделили скульптору Митрофану Рукавишникову, затем там работал его сын, а сейчас это мастерская его внука, скульптора Александра Рукавишникова. Вот такая связь поколений.
А что же сам Пигит?
К 1911 году численность рабочих на предприятии «Дукат» достигала 800 человек. Но уже в 1915 году Илья Пигит умер. Фабрику и имущество он завещал четырем племянникам. Своих детей у четы Пигитов не было. Племянники жили вместе с ними в квартире № 5.
Кстати, именно сюда в 1918 году к одной из племянниц Пигита, Анне, перед покушением на Ленина приезжала Фанни Каплан. Девушки познакомились на каторге, куда обе попали за революционную деятельность.
Фабрика после революции была национализирована и просуществовала все советское время под тем же названием. Затем ее поглотила международная компания Japan Tobacco, но выпуск продукции продолжался вплоть до 2016 года.
Если возвращаться к дому, то квартиры уплотнялись с каждым годом все больше и больше. Известно, что в 1944 году население дома было 767 человек, а в квартире № 50 в 1940 году жило уже 34 человека. В 1960-е годы началось массовое расселение коммуналок. В 1978 году в доме осталось 355 человек.
Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия. Под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» и Культурно-просветительский центр «Булгаковский Дом».
А вы когда-нибудь бывали внутри «нехорошей квартиры»?
Переходим к фотографиям:
1. Большая Садовая улица, дом 10, 1903 год;
2. Дом Пигита на Большой Садовой, 1917 год;
3. Редкая фотография внутреннего двора дома №10 по Большой Садовой, предположительно середины 1930-х годов. Не исключено, что снимок сделан из квартиры №8, расположенной на четвёртом этаже (вход с улицы, левый подъезд). Говорят, что это вид на студию Георгия Якулова.
4. Большая Садовая, 10, 1960 год;
5. Дверь в подъезд Булгаковского дома, 1981 год;
6. Дом, наши дни. Автор: Фото предоставлено Музеем М.А. Булгакова
Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews