Александр Абдулов, Николай Караченцов, Александр Збруев, Марк Захаров — все эти имена объединяет один альма-матер — театр «Ленком». И сегодня мы расскажем историю здания, в котором он обитает и по сей день.
Все началось еще давным-давно — в 1786 году. Именно тогда был организован Купеческий клуб. Почему нам это важно? Потому что почти через 150 лет, когда в самом начале 20 века у сообщества истек срок аренды здания на Большой Дмитровке, и его владельцы (кстати, члены клуба) Бахрушины подняли годовую арендную плату с 14 до 36 тысяч рублей — было решено, что надо завести собственный дом.
И не какой-то там, а соответствующий представлениям о купеческом шике. Средства позволяли — накопленный капитал клуба составлял в это время более 500 тысяч рублей.
Старшины и другие влиятельные лица собрались и рассмотрели приемлемые варианты — почти 20 «элитных» объектов, выставляемых на продажу в центре Москвы. Каждый ценой от 400 до 700 тысяч рублей. В качестве одного из вариантов, рассматривался даже особняк вдовы Саввы Морозова — тот самый «готический замок» на Спиридоновке (там сейчас Дом приемов МИДа), однако, хозяйка запросила колоссальную цену в 700 тысяч рублей, и это было многовато.
Но выход нашли — участок на Малой Дмитровке отдавали всего за 250 тыс. рублей. И совет старейшин Московского Купеческого клуба одобрил приобретение.
Кстати, Московское купеческое собрание состояло из представителей купеческой и промышленной элиты, таких как Прохоровы, Морозовы, Карзинкины, Третьяковы, Кузнецовы, Боткины, Алексеевы, Солдатенковы, Хлудовы и др. Членство в нем было пожизненным и передавалось по наследству.
Но вернемся к зданию.
«Купеческий шик» требовал конкурса на лучший проект, который бы соответствовал требованиям заказчика, а именно:
— 2-3-этажное здание с большим подвалом, терраса, выходящая в сад, а также два отдельных вестибюля, каждый с гардеробом и входом;
— внутри должны были быть не менее четырех карточных комнат, поскольку основную прибыль правление Московского купеческого клуба намеревалось получать от карточной игры, официальное разрешение на которую имели всего несколько заведений.
Из представленных на конкурс 46 работ выбрали проект архитектора Иллариона Иванова-Шица, который заверил, что сделает проект бесплатно, если ему обещают доверить строительство объекта. Кстати, при таких условиях стройка обходилась почти в 500 тысяч рублей. И эти деньги были на счетах — их получили преимущественно с карточных игр.
Фундамент здания был заложен в 1907 году.
Кстати, Иванов-Шиц известен также и другими своими работами: — Университет Шанявского;
— Абрикосовский роддом;
— Дворец на Яузе.
Почти три года шло строительство, и осенью 1909 года Купеческий клуб отпраздновал новоселье в собственном доме, построенном в стиле модерн с элементами неоклассицизма. Это одно из красивейших зданий города, выстроенного в стиле венского модерна (Сецессиона).
Кроме большого зала, в саду была построена летняя площадка с эстрадой, на которой проходили концерты и литературные вечера.
В здании можно было найти:
— бальный и театральный зал,
— бильярдную и читальню,
— зимний сад и ресторан,
— гостиные,
— буфет.
Интересно, что все, даже самые малые предметы интерьера, там были выполнены в одном стиле. А это встречалось довольно редко в общественных сооружениях.
Еще там была собрана большая и разнообразная по тематике библиотека, включавшая 52 тысячи томов, из них около 14 тысяч – на иностранных языках. Здесь же хранилась и практически вся выходящая в Москве периодика.
Дела у клуба шли отлично, поэтому было решено достроить несколько помещений. Это было сделано в 1913–1914 годах. По проекту архитекторов В.В. Адамовича и В.М. Маята к зданию сделали пристройку.
С первых дней Первой мировой войны Московское купеческое собрание отдало часть своих помещений под лазарет на 300 коек, где были оборудованы операционные, перевязочные и приемный покой. На содержание и лечение раненых было выделено 50 тысяч рублей.
Однако после революции клуб больше не мог находиться в стенах здания. В январе 1918 года эти роскошные клубные интерьеры сначала национализировали, а потом передали «Московской федерации анархистических групп».
Даже Алексей Толстой в своей трилогии «Хождение по мукам» описал этот «дом анархии» на Малой Дмитровке.
«Даша и Жиров вошли в тускло освещенный вестибюль с пулеметом на лестнице. Появился комендант — низенький, с надутыми щеками студент в форменной куртке и феске. Он долго вертел и читал ордер, ворчливо спросил Дашу:
— Что из вещей нужно? Ответил Жиров:
— Мамонт приказал — с ног до головы, самое лучшее.
Он вынул ключ и пошел впереди в бывшую гардеробную, где сейчас находились кладовые Дома анархии.
— Дарья Дмитриевна, выбирайте, не стесняйтесь, это все принадлежит народу…
Жиров широким размахом указал на вешалки, где рядами висели собольи, горностаевые, черно-бурые палантины, шиншилловые, обезьяньи, котиковые шубки. Они лежали на столах и просто кучками на полу. В раскрытых чемоданах навалены платье, белье, коробки с обувью. Казалось, сюда были вывезены целые склады роскоши.»
«Дом анархии» просуществовал меньше трех месяцев. Но за такой короткий срок здание встретилось, мягко говоря, с изменениями: анархисты разграбили и превратили прекрасное здание в жуткие развалины. Насколько все было ужасно, что даже реставрация нижнего вестибюля не смогла сильно восстановить прежний облик.
А новой власти пришлось силой выбивать оттуда беспредельщиков.
Позже в клубе обосновался Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Стены здания помнят и Ленина, выступавшего здесь 2 октября 1920 года, в день открытия III съезда РКСМ.
А где-то в 1923 году тут также расположили популярный кинотеатр «Малая Дмитровка, 6» под директорством Михаила Сергеевича Бойтлера. Для коммерческой поддержки Коммунистического университета здесь начали крутить зарубежные фильмы с участием Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплина, Дугласа Фербенкса.
В 1930 году здание перешло к Московскому ЦентроТРАМу, Театру рабочей молодежи. Актеры не являлись профессионалами, а были трудягами на заводах, которые вечером любили выступать на сцене.
Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.
Тогда в 20 февраля 1938 года на здании бывшего клуба появилась новая, уже знакомая многим, вывеска: Московский театр имени Ленинского комсомола.
Интересно, что в октябре 1941 года театр был эвакуирован из Москвы в Узбекистан. Его директором назначили Изю Абрамовича Сосина. За время эвакуации было показано более 400 спектаклей, 14 работников театра были награждены Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР.
В 1943 году театр вернулся из эвакуации в Москву.
После смерти Ивана Берсенева в 1951 году в театре на протяжении 12 лет не было постоянного руководителя.
А дальше в театре руководили:
— Анатолий Эфрос;
— Рафик Экимян.
Последний пригласил в труппу актёров Марка Захарова, который и был назначен главным режиссёром Ленкома.
В 1990 году решением Главного Управления культуры Исполкома Моссовета театр был переименован в Московский государственный театр «Ленком».
Кстати, был главным режиссёром театра долгие 46 лет. Но, к сожалению, время не щадит никого. Марк Анатольевич скончался в 2019-м, и в этом же году учреждению присвоили его имя.
Режиссер признавался, что этот дом по-настоящему его завораживает. У него было ощущение, что здание несет в себе особую энергетику.
Давайте же посмотрим фотографии:
1. Купеческий клуб, 1909 – 1910 гг.
2. Остановка трамвая у Купеческого клуба, 1910 г.
3. Московское Купеческое собрание. Лестница главного входа, 1910 – 1914 гг.
4. Веранда в саду Купеческого собрания, 1911 – 1914 гг.
5. Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова, 1928 – 1929 гг.
6. Кино-театр «Мал. Дмитровка», 1931 – 1932 гг.
7. Здание в 1940 г.
8. Театр имени Ленинского Комсомола, 1979 – 1980 гг.
9. Театр в 1996 г.
10. Здание театра Ленком Марка Захарова, 2019 г. Источник: Википедия
Автор текста — Елизавета Дмитриева
____________________________________________
А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.
#утренняя_история@interestingmnews