Архитектурный журнал ADCity

Доброе утро!

Вы знаете в Москве здания, которые не должны были существовать? А пока вы пишите свои ответы в комментариях, мы расскажем об одном таком строении в Пресненском районе.

Но начнем, как обычно, с истории.

В 1857 году по инициативе профессора Московского университета А. П. Богданова и под покровительством императорской фамилии открылось Общество акклиматизации.

В 1864 году его название расширили, и получилось, конечно, величественно: Императорское русское общество акклиматизации животных и растений.

Чем оно занималось? Интересно, что самой главной задачей было не исследование всякого живого, а создание в городе первого зоологического сада. Изначально его хотели разместить на территории Нескучного, но затем по решению императора весь комплекс оборудовали в районе Верхнего Пресненского пруда.

На этом планы не закончились. Рядом с зоопарком решили высадить ботанический сад, но дела по его устройству продвигались не так успешно. Однако, как когда-то Олимпиада, здесь помогла все закончить вторая Всероссийская ботанико-акклиматизационная выставка 1892 года.

Она расположилась как раз на территории ботанического сада.

Началась серьезная подготовка. Как и для выставки в Александровском саду, большинство павильонов были деревянными и, что главное — временными. Их планировали разобрать сразу по окончании мероприятия. Но одно из сооружений стало исключением. Это был павильон учебно-образовательного отдела выставки, построенный на средства известного московского фармацевта, члена общества Владимир Феррейна, который владел той самой аптекой на Никитской улице.

Так вот, его сооружение стало единственным из кирпича. К нему даже пристроили каменную ограду «для изящного и приличного вида Ботанической Выставки».

Посетители говорили, что павильон был «солидный, красный, в греко-египетском стиле», и так и описывали его: «входим по массивной каменной лестнице, мимо сфинксов, и сразу чувствуем, что попадаем в храм науки…»

Главный фасад павильона, решенный в традициях псевдоклассики и богато украшенный скульптурой, выходил на руку. Собственно, и самый лучший вид на здание открывался со стороны берега.

Экспозиция павильона была весьма необычной: окна затенены слайдами с фрагментами растений, увеличенными под микроскопом, в залах стояли ящики в виде сайгаков с остатками древнейших растений, в витринах выставлена китайская утварь, разнообразные ботанические коллекции, по стенам развешена китайская живопись.

Феррейн собирался отдать здание под ботанический музей и сразу по окончании выставки передал его в дар обществу. Но скоро там разместили бактериологическо-агрономическую станцию с лабораториями.

Официальной датой ее открытия считается 1 сентября 1864 года. Число разместили над входом в здание.

На деньги Феррейна было закуплено все необходимое оборудование, а вскоре была выделена и государственная субсидия.

Но в начале 20 века у общества закончились деньги. Сначала они сдавали все постройки, а потом и вовсе отдать их в счет погашения долгов в дворцовое ведомство. Все, кроме станции.

От Сада остались одни только воспоминания ‒ кругом станции выросли довольно убогие постройки, точно также пострадал вид со стороны пруда, так как в этой части его засыпали.

В результате здание ботанической станции превратилось из жемчужины парка в одно из звеньев рядовой застройки Верхне-Прудовой улицы, переименованной в 1913 году в Большую Конюшковскую.

Во время революционных событий 1905 года здание пострадало от снарядов, но было отремонтировано частично за государственный счет.
С 1907-го станция расширила объем работ и штат сотрудников, а через год построили каменный флигель. В нем разместили жилье для сотрудников.

В первые годы советской власти станция находилась в ведении Наркомзема и до недавнего времени сохраняла функции опытного научного учреждения.

К 90-м постройка совсем обветшала. Сегодня ее уже отреставрировали, но вернуть сфинксов, вазы и скульптурные портреты, которые украшали парадный вход, не удалось.

Давайте смотреть фотографии:

1. Павильон в год постройки, 1892 год;
2. Интерьер, 1895 годы;
3. Особняк в 1988 году;
4. Станция, наши дни. Фото — Жуков Геннадий.

Автор текста — Мария Купцова
____________________________________________

А если вас что-то интересует, присылайте свои темы в предложку группы «Москва: новости, события, факты». Мы соберем материал и обязательно напишем об этом в нашей рубрике Утренняя история.

#утренняя_история@interestingmnews

Exit mobile version