В мире известно много объектов с двойным названием и двойными функциями: диван-кровать, шкаф-купе, телефон-автомат и т. д. В архитектуре это встречается не так часто, но в истории остался подобный пример – дом-утюг. Конечно, в данном случае нет сочетания функций от второго объекта, но его форма задала определённый тон для восприятия таких строений.
Первым подобным зданием стал «Флэтайрон билдинг» архитектора Дэниэла Бернема в 1902 году. Задачей Бернема было построить дом в Нью-Йорке в неудобно узком месте на пересечении 23-й стрит, Пятой авеню и Бродвея. Прорывом для архитектуры это здание стало благодаря каркасу из стальных балок, который придавал первому небоскрёбу большей устойчивости перед ветрами. В итоге дом-утюг скорее упадёт целиком набок, а не будет разрушаться по частям. Публика скептически относилась к данному проекту, даже несмотря на его сильную конструкцию.
22 этажа – 87 метров высоты делятся на три горизонтальные секции, уподобляющие образ здания в целом греческой колонне. Основание отделано известняком, покрытым резьбой, центральная часть – бледным кирпичом и терракотой, верх (так называемая «капитель») имеет широкий свисающий карниз, опоясывающий весь периметр под крышей и балюстрадой. Самая узкая часть здания – 2 метра.
Встретить подобного рода здания можно не только в Нью-Йорке. Дома-утюги часто встречаются в центре Петербурга. Одним из примеров может стать Доходный дом купцов Елисеевых, построенный в 1842 году за 60 лет до появления «Флэтайрон билдинг» архитектором-строителем Александром Пелем. Таким же знаменитым он не стал из-за размеров – всего 4 этажа. Однако по степени декорирования фасада он ничем не уступает. Выполненный с эклектичном стиле, он отличается лишь тем, что не имеет округлённости в самой узкой его части.
Доходый дом В. Г. Кудрявцевой, построенный в 1911-1912 годах по задумке архитектора Василия Шауба, тоже можно назвать «утюгом». В этом варианте уже шесть этажей. Фасад практически не имеет никакого декора из-за того, что Шауб был ограничен в средствах. Но в истории архитектуры Санкт-Петербурга он занимает не последнее место.
В 1913 году Александр Лишневский занялся перестройкой здания, именующегося сейчас Доходный дом Иоффа, удачно вписав его в узкое угловое пространство. Перекрёсток под названием «Пять углов» стал своеобразной достопримечательностью города не только благодаря пересечению четырёх улиц и одного проспекта, но и дому-утюгу.
В целом отличительными особенностями такого рода здания является настолько узкая угловая часть, что там обычно вмещается только одна вертикальная линия окон. С точки зрения градостроительства – это замечательный вариант освоить пустующую площадь, ограниченную тремя углами. С определённого ракурса при фотосъёмке возникает ощущение, что здание плоское и не имеет объёма, спрятанного за шириной одного оконного проёма. Ещё один интересный момент заключается в том, что присвоение адреса идёт зачастую по всем трём сторонам, соответственно по трём улицам.
Как оказалось, в современной архитектуре данная форма не пользуется популярностью, по всей видимости, из-за ограниченности этой самой формой треугольника. По-своему обыграла это японская студия EASTERN Design Office, справившись с задачей вписать многоквартирный дом в очень узкое пространство. «Дом на углу» выполнен в традиционных для современной японской архитектуры материалах, соответствующих стилю хай-тэк – стекле и бетоне.
Современный вариант нью-йоркского «утюга» из бетона и стекла был построен в 2007 году в Гааге. Основание имеет форму буквы L, однако, две образующие угол стены замыкаются двумя линиями по 5 и 6 этажей соответственно. Сверху, подобно «капители» «Флэтайрон билдинг», периметр крыши опоясывает широкий нависающий карниз. Het Strijkijzer занимает третье место среди гаагских небоскрёбов и насчитывает 42 этажа.
Попытка цитировать оригинальное здание была также замечена в Самаре. 14-ти этажное здание с округлой остеклённой угловой частью также делится по горизонтали на секции и имеет широкий опоясывающий карниз. Как и все другие мини варианты нью-йоркского дома, он выглядит забавно и не совсем списывается в окружающую обстановку.
Как не самое распространённое явление в современной архитектуре, дом-утюг довольно эргономичный вариант для использования узких, ограниченных углами пространств города. Подобные здания позволяют сэкономить место, а также стать ориентиром и даже достопримечательностью, как это произошло в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге.