Единственная подземка Австрии
История венского метрополитена официально началась 8 мая 1976 года с пробного пуска или 25 февраля 1978 года с открытия для пассажиров. Но на самом деле нужно рассказывать с конца XIX века. Когда пришло время открывать в столице Австрии подземку, под пути и маршруты метро задействовали некоторые участки городской железной дороги, которые как раз и строили в 1898-1901 годах.
Идеи о строительстве быстрого подземного транспорта в Вене зародились еще в 1840-х годах. Для города спроектировали огромное количество планов подземки. Среди них были даже идеи воспользоваться бывшим рвом — раскопать его, сделать крышу и пустить внутри получившегося тоннеля что-то вроде трамвая. Но большинство проектов отвергались, как невозможные для города. Да и местной власти по большей части не хотелось связываться с прокладкой туннелей прямо в центре Вены и другими затратными работами.
Стартовала история городского рельсового транспорта в Вене с дороги штадбан. Кстати, его станции представляют собой прекрасный образец стиля ар-нуво. Но полностью воплотить проект в жизнь не получилось — фактически построили только пять линий: Wientallinie линию Дунайского канала, линию Второго округа, линию Гюртель (Gürtel) и пригородную линию Форортелини (Vorortelinie). Не достроили линии, которые должны были пересечь центр города, но вероятное военное использование в будущем увеличивало затраты на строительство, и от этой идеи отказались.
По линиям пустили поезда на паровой тяге. Новый транспорт не пользовался особым спросом — проезд стоил дорого, поезда ходили редко, да и угля это чудо кушало тоже немало. В годы Первой Мировой войны линии пришлось закрыть для обычных жителей, а после ее окончания в 1918 году и вовсе остановить из-за дороговизны обслуживания.
Интересно, что планы по строительству подземки не оставлялись, но работа шла довольно медленно. В 1925-м году городская власть арендовала три линии и запустила по ним трамвайные вагоны, электрифицировав ветки. Новый транспорт получил логичное название «Венская электрическая столичная железная дорога». Каждая линия получила свое буквенное обозначение: «D» — Donaukanal, «G» — Gürtel, «W» — Wienfluss.
Во время Второй Мировой войны все три линии серьезно пострадали и были сильно разрушены. Реконструкция продлилась до 1955 года, но некоторые исторические станции восстановить не удалось. А уже в 1968 году городские власти приняли решение о включении веток в систему городского метрополитена. Платформы путей подняли выше, добавили новый контактный рельс.
Сейчас венская подземка состоит из пяти линий с буквенным обозначением U (от U-Bahn): U1, U2, U3, U4 и, внезапно, U6. Первый участок линии U5 планируется открыть только в 2026 году. Первую линию (красную) начали строить в 1969 году, вторую линию (фиолетовую) в основном построили из переоборудованного трамвайного туннеля, который строили в 1960-х. Оранжевая линия, которую построили третьей. Сделали подземной почти полностью, исключая две станции. И она стала самой короткой веткой подземки. Зеленая четвертая ветка основана на модернизированной линии штадбан. Коричневая шестая линия метро является самой длинной в венском метро, она также построена на месте бывшей городской железной дороги.
Общая длина всех пяти линий метро составляет около 78,5 километров, на них расположено 104 станции, 10 из которых являются пересадочными. Прокатиться в вагоне метро можно с 5:00 утра до 0:00, а в предпраздничные и выходные дни еще и по ночам. Узнаваемой особенностью венского метро считается двойная подача тока. На некоторых линиях есть не только контактный рельс, но и токоприемники трамвайного типа. А еще нигде в Австрии метро вы больше не встретите.
А еще на одной из станций красной линии метро можно найти памятную табличку в честь советской части, принимавшей участие в освобождении вены в 1945-м году.
Текст: Наталья Бисерова
mosmolnija.ru/obzory/interesno-o-metro-edinstvennaya-podzemka-avstrii/