Архитектурный журнал ADCity

Интересно о метро.

Станция, которой могло и не быть

Станция метро «Лубянка» Сокольнической линии сейчас находится в самом центре Москвы, была построена в составе первой очереди и открыта под именем «Дзержинская» в 1935 году.

При этом, «Лубянки» могло и не быть вообще, несмотря на начавшееся строительство.

Строительство «Дзержинской»/«Лубянки» началось в 1933 году. И почти сразу же уперлось в сложные гидрогеологические условия: трехметровый песчаный слой под мостовой сменялся тремя метрами моренных глин, а потом до 12 метро шел плывун, а дальше — слой чёрных юрских глин, тонкий слой водоносного гравия и неустойчивые, подтопленные водами Неглинной карбоновые глины.

Чуть позже вскрылся не обнаруженный сразу водоносный слой и немедленно затопил слой карбоновых глин. В итоге вся прокопанная и созданная за некоторое время конструкция станции стала расплываться и терять значение как опора для стен станции. В итоге в марте 1934 года станцию признали аварийным участком и начали укреплять бетонными и стальными подпорками.

Пилонную трехсводчатую станцию в таких условиях построить было уже практически невозможно, и проект пришлось переделывать на ходу, одновременно предлагая отказаться от проблемной стройки насовсем. Л. М. Каганович постановил строительство продолжать, а станцию сделать двухсводчатой без центрального зала.

В 1970-х годах начали строить новый участок Таганско-Краснопресненской линии с пересечением в районе Лубянки. В честь этого «Дзержинскую» реконструировали и достроили полноценный центральный зал. С 1975 года здесь работает переход на «Кузнецкий мост».

Фото: из открытых источников

Exit mobile version