Почему метро Петербурга не построили раньше ч.1
Младший брат московского метрополитена — петербургский — открылся 15 ноября 1955 года. Но пусть к этому радостному дню был невероятно долог и тернист.
Можно сказать, что история всего мирового метро начинается здесь, в северной столице. Именно для строительства сухопутной дороги через Неву в начале XIX века английский инженер Марк Изамбард придумал первый тоннелепроходческий комплекс. Он подсмотрел принцип его работы у корабельных червей. Дорогу так и не построили, но комплекс проложил тоннель под Темзой, который позднее стал частью лондонской подземки.
В конце XIX века стало очевидно, что городу никак нельзя обойтись без новой подземной скоростной дороги — здесь шел бурный рост населения. Первое предложение поступило в 1889 году, когда правление Балтийской железной дороги предложило проект магистрали, которая соединит все вокзалы Санкт-Петербурга. Она бы прошла по эстакадам вдоль Обводного канала, Лиговской улицы, мимо Таврического сада и на правый берег Невы к Финляндскому вокзалу.
После этого предложения организациями и частными лицами было разработано множество проектов, которые как раз предусматривали соединение вокзалов и разгрузить центральные улицы города.
Среди проектов было предложение статского советника Рафаэля Фридольфа фон Гартмана — засыпать Екатерининский (Грибоева) канал и проложить по руслу скоростную железную дорогу. Главную станцию предлагалось устроить на месте Банковского моста. Действительный статский советник гласный Городской думы барон Федор Бистром предложил изменения в этот проект — построить дополнительную линию по Екатерининскому каналу. Но проект отвергли, чтобы не громить историческую часть города.
В 1893 году инженер Ганнерман предложил отказаться от проектируемого Троицкого моста и построить на его месте металлический тоннель под Невой. По его задумке, тоннель собирался из 12 отдельных колец длиною в аршин и 13-го чуть поменьше. Между ними для уплотнения и водонепроницаемости хотели вставить тонкие прокладки из дерева, пропитанные смолой.
Кстати, и в дальнейшем инженеры и прочие активисты недобро посматривали на Екатерининский канал. Например, тот же Ганнерман предложил частично засыпать его и пустить по руслу электрический трамвай. Но проект отвергли, посчитав его слишком сырым.
В 1898 гражданский инженер Петр Балинский представил собственный проект подземного метрополитена. Его отвергли за неимением финансов. Балинский сумел договориться об авансе в 25 млн рублей в Англии, но к этому моменту его покровителя — министра внутренних дел Горемыкина, сняли с поста, и продолжения история не получила.
В 1901 году Балинский и американский инженер Марри Вернер разработали проект «электрической железной дороги большой скорости». Пути планировалось устроить на насыпях и эстакадах, для подъема пассажиров на небольшие станции в проекте предусматривались лифты и крытых металлических лестниц.
И этот проект тоже отвергли по множеству причин — слишком дорого, шум мешал бы жителям домов рядом с дорогой, возможно было разрушение зданий из-за постоянной тряски, жителям нижних этажей соседних зданий стало бы слишком темно.
Вплоть до 1917 года в Санкт-Петербурге последовательно отвергли 14 проектов метрополитена. Интересно, что в 1914 году наметилось продвижение в этом вопросе — инженеры изучили возможности города, проанализировали трафик и даже представили два варианта прокладки подземных линий. В июне 1917 года Инженерный совет Министерства путей сообщения даже одобрил проект, а его воплощение планировалось завершить к 1925 году, но тут по совершенно другой колее пошла история России.
mosmolnija.ru/obzory/interesno-o-metro-pochemu-metro-peterburga-ne-postroili-ranshe-ch-1/
#Санкт_Петербург #метро #строительство