Архитектурный журнал ADCity

Интересно о метро.

Вторая жизнь первой в мире станции на метромосте

Давайте выйдем на станции метро «Воробьевы горы» Сокольнической линии и оглядимся вокруг. Какая же красота — не зря рядом находится главная смотровая площадка столицы с видом на «Лужники», Москву-сити и другие знаковые объекты столицы.

А теперь можно глянуть вниз, чтобы осознать: это — первая в мире станция, построенная прямо на мосту через реку. Вот она, Москва-река, спокойно поблескивает гладью. Посмотрим, как начиналась эта интересная история.

Необходимость появления в этой местности метро была продиктована открытием стадиона «Лужники» в 1956 году. Правда, тогда он носил название «имени Ленина», да и Воробьевы горы были известны под именем Ленинских.

Но уже на этапе проектирования будущей станции строители столкнулись с трудностями: берега, на которых находились «Лужники» и Ленинские горы были критически разными по высоте. Проект подземной классической станции отвергли — он был гораздо дороже, чем сооружение моста с эстакадами для поездов и автомобилей. Но его пришлось бы строить под уклоном, который машины не смогли бы преодолеть.

В результате обсуждения проекта приняли решение не строить две отдельные станции на противоположных берегах, а сделать одну, и посадить ее прямо на мост. Чиновники потребовали, чтобы мост был красивым, прочным и вписывался в пейзаж, а еще требовалось побороть оползни, которые могли образовываться на Ленинских горах.

Для распределения потоков зрителей из «Лужников» станцию сделали самой длинной в московском метро – 270 метров. А ширину со стандартных 12 метров увеличили до 17,6 метра. Но для удешевления строительства вместо металлических опор использовали железобетонные, причем в бетон, чтобы он не замерзал зимой, добавляли поваренную соль.

Станция открылась 12 января 1959 года, но в 1983 году ее пришлось закрыть для пассажиров — поезда больше не останавливались на этом участке из-за того, что опоры в буквальном смысле начали сыпаться — соль начала разъедать металлический каркас, он ржавел, увеличивался в объемах и разрывал бетон. В 1987 году пришлось даже построить дополнительные галереи и пустить поезда в обход.

К реконструкции уникального моста приступили только в 1999 году. По сути, мост пришлось полностью перестраивать заново и переделывать станцию. И через три года «Воробьевы горы» вновь открылись для пассажиров.

Текст: Наталья Бисерова
Изображения: из открытых источников

1. Станция «Ленинские горы» в 1968 году
2. Обходные пути в 1987 году
3. «Воробьевы горы» в наши дни

#Москва #Метро #ВоробьевыГоры

Exit mobile version