Ковры всегда присутствовали в скандинавских домах, расположенных в суровых климатических зонах. Неудивительно, что скандинавские народы имеют свои собственные традиционные мягкие ковры, которые с древних времен изготавливались вручную дома.
Ковры в выцветающих, желтых, серых, бежевых тонах висели на стенах, они покрывали кровати, а затем спустились на пол. Со временем начали появляться различные узоры и орнаменты: геометрические формы, цветочные мотивы, изображения животных, снежинки, цветы.
Скандинавы всегда уважали природу и вдохновлялись ее взглядами. Итак, знаменитый полосатый черно-белый ковер, характерный для северных интерьеров, — это не что иное, как весенний снег, который растаял и обнажает влажную черную землю.
Уже в XV-XVI веках появились два типа традиционных скандинавских ковров: Рья или Руя и Роллакан или Роллакан.
• Руя – длинноворсовое пушистое изделие, напоминающее современные ковры Furry. Они были сделаны из длинношерстных овец. Ковры из них получались эластичные и очень прочные.
При ручном плетении ковра мастера использовал специальный узел – гьордес. Ворс мог быть обрезан или мог оставаться закрученным. В любом случае такой коврик долгие годы мог оставаться мягким и приятным на ощупь. Неудивительно, что поначалу их использовали как одеяла.
• Ковер Роллакан – это уже тканый продукт. Сделать его легче, и потому он считался более доступным. Кроме того, за тканью такого коврика намного проще было ухаживать и содержать в чистоте.
Традиционные узоры и орнаменты, воспевающие красоту суровой северной природы, украшали жилища как простых людей, так и знати.
В XIX веке глобальная индустриализация захватила территорию Европы, отодвинув на второй план и даже уничтожив традиции ремесел и ткачества. Пока другие страны восхищались новыми стилями и течениями, скандинавы максимально поддерживали собственную аутентичность и национальность. Правительство спонсировало сохранение фольклора и создавало мастерские, где женщины учились и ткали традиционные ковры.
Одна из них, Марта Морс-Фьеттерстрём, отказывалась слепо копировать старые орнаменты, пытаясь привнести свои собственные идеи и новую жизнь в устоявшиеся узоры. Она создала собственную компанию, и вскоре все жители Швеции захотели иметь ковры с маркой MMF. Сегодня изделия ММФ хранятся в известных музеях и частных коллекциях.