Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Можно приложить карту «Тройка», банковскую карту или даже использовать собственное лицо. Нет, его прикладывать никуда не надо — специальный аппарат сам распознает вас и милостиво отворяет двери в подземное царство.

Да и турникетами, которые сообщают, сколько денег/поездок осталось на вашей карте, тоже никого не удивить. Но как было раньше, и как пассажиры оплачивали проход в подземку? Давайте разберемся.

История московского метрополитена началась 15 мая 1935 года. А вместе с ней начались первые трудности с пропуском граждан к чудо-поездам. Первые билеты были бумажными, и каждый талончик приходилось проверять вручную, чем занимались контролеры на входе.

Ситуацию немного сдерживала стоимость проезда — 50 копеек. Все-таки такая цена считалась довольно приличной по тем временам. К октябрю 1935 года она, впрочем, понизилась до 30 копеек, тогда же вырос пассажиропоток.

Интересно, что еще на этом историческом этапе планировалось внедрить турникеты для пропуска пассажиров, но что-то пошло не так. Механические аппараты опробовали на станции метро «Дворец Советов», которая позже превратилась в «Кропоткинскую» в октябре 1935 года, но на этом все и закончилось.

Первые билеты печатали на талонах разного цвета. Тем, кто планировал ехать по красной ветке в «Сокольники», выдавали красный билет. А если конечной целью был «Парк культуры» — извольте, ваш билетик желтый. В вагоне метро к вам подходили контролеры, которые компостировали проездной.

Кстати, тогда в подземке было всего три направления: от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской», от «Смоленской» или «Парка культуры» до «Сокольников» и от «Сокольников» до «Парка культуры».

В период Великой Отечественной войны стоимость проезда поднялась до 40 копеек. И кстати именно в это время сделали попытку модернизировать систему оплаты. Билеты были по-прежнему бумажными, но в порядке эксперимента их можно было купить в тестовом аппарате, который питался монетами по 10 и 15 копеек, взамен выдавая бумажный билетик. Правда, стоял этот агрегат только на одной станции — «Комсомольская». Также для экономии времени и ресурсов персонала метро во время войны москвичи сразу покупали билетики туда и обратно.

В 1943 году на «Дзержинской» (a.k.a «Лубянка») поставили другой аппарат, он соглашался принимать и 20-копеечные монеты. Попробовали ввести абонементы. Несколько поездок на метро можно было купить за цену от 2 до 8 рублей и действовали месяц, три месяца или полгода. Первое время полагалось в эти книжечки наклеивать свою фотографию.

В 1952 году инженерная мысль дошла до установки первых турникетов на станции «Красные ворота». Но эксперимент так и остался экспериментом, кроме того, так не удалось решить проблему столпотворения на входе. Но благодатный процесс уже было не остановить, тем более что в 1956 году началась пятилетка автоматизации.

В итоге в 1957 году в столице устроили конкурс на создание турникетов, которые могли бы точно пропускать тех, кто проезд оплатил, и грозно сомкнуться перед теми, кто этого не сделал. Первые турникеты по выбранному проекту опять установили на станции «Красные ворота», но уже в 1959 году, а к 1961 турникетными стали вообще все станции метро.

В один год с массовым распространением новой технологии прохода на станции появились первые жетоны, они же пятикопеечные монетки — после денежной реформы проезд стал стоить именно столько. Новая технология значительно увеличила пропускную способность станций — она выросла до двух тысяч пассажиров в час.

Это оказалось очень удобным способом, поэтому систему сохранили в неизменном виде до 1991 года. В метро еще поставили специальные аппараты, которые разменивали более крупные монетки.

В апреле 1991 года цена проезда поднялась до 15 копеек, а на турникетах появилась чудная надпись «5+5+5» — то есть, можно было три раза бросить монетки по пять копеек. На таких аппаратах поставили лампочки: первая загоралась после первой монетки, вторая — ну, логично — а после третьей светомузыка без музыки прекращалась и путь к поездам был свободен. И было так до марта 1992 года.

А вот следующем этапе появились специальные жетоны. Сначала их сгоряча сделали металлическими, но потом все же перешли на пластик. Впрочем, по историческим меркам такая система оплаты просуществовала всего ничего — до февраля 1999 года. Забавно, что жетоны активно подделывали — эрзацы печатали на пуговичной фабрике.

Прототипы привычных нам транспортных карт появились в 1993 году. Тогда начались эксперименты по использованию карт с магнитной полосой. Попробовать новинку можно было на двух турникетах стации «Проспект мира». К 1999 году более-менее установились внешний вид и стоимость билета. Одна поездка тогда, к слову, стоила 4 рубля.

В двухтысячных билеты с магнитной полосой сменились на электронные карты, которые нужно было прикладывать к желтому кругу. А в 2013 году наконец-то настала эпоха карт «Тройка», которые действуют не только в метро, но и в наземном транспорте столицы.

Текст: Наталья Бисерова
Изображения:

станция метро «Сокольники» в 1935 году;
первые бумажные билеты;
проект первых жетонов в газете 1934 года;
первые автоматические турникеты на станции «Красные ворота» в 1952 году;
турникет с оплатой 15 копеек в 1991 году;
жетоны метрополитена в разные годы.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Мы уже привыкли к разнообразию способов оплаты метро в столице.

Что будем искать? Например,Дизайн

Мы в социальных сетях