Железобетонные перекрытия характеризуются высокой прочностью, жесткостью и хорошей звукоизоляцией. В зависимости от конструкции Ж/Б перекрытия могут быть сборными или монолитными.
Сборные железобетонные перекрытия
Сборные железобетонные перекрытия собираются из готовых заводских Ж/Б плит, выпускаемых в определенном диапазоне размеров. У каждого завода — изготовителя этот диапазон может быть разным, но модули длины и ширины плит одинаковы для всех производимых плит. Длина выпускаемых плит колеблется в пределах от 2м до 7,2м, при этом модуль изменения длины составляет 100мм. То есть могут производиться плиты длиной 2,1м, 2,2м 2,3м и так далее. Ширина плит может быть 1м, 1,2м, 1,5м, 1,8м. Наиболее распространенная толщина железобетонных плит составляет 220мм. Выпускаемые промышленностью плиты имеют свою марку. К примеру «ПК 36-12-8т» будет обозначать, что длина плиты 3,6м, ширина 1,2м, расчетная нагрузка 800 кг/м2, а «Т»- индекс тяжелого бетона. Следует, однако, отметить, что фактические размеры плиты на самом деле немного меньше, чем заявленные в марке и в проекте на дом. Так наша плита будет иметь фактические размеры 3580 х 1190мм. Эта разница обусловлена размером зазора между перекрытиями и необходима для сохранения проектных размеров между осями привязки.
Плиты железобетонных перекрытий имеют большой вес от 0,7 до 2,5 тонн, поэтому для их установки необходим кран. Важным нюансом монтажа сборного перекрытия является то, что плиты для укладки могут браться либо из грузовика либо из заранее сложенного штабеля(лей). И лучше изначально загрузить или сложить плиты так, чтобы в процессе монтажа перекрытия верхняя плита была первой, а нижняя последней.
Опирание плит перекрытия на стену или ригель должно составлять не менее 120мм. В зависимости от материала стен, в случае их недостаточной прочности может понадобиться устройство железобетонного или кирпичного армированного пояса, на который впоследствии будет опираться плита. Швы между плитами заполняют бетоном и тщательно выравнивают.
Монолитные железобетонные перекрытия
Монолитное перекрытие с установленной опалубкой
Монолитные перекрытия из железобетона возводятся непосредственно на стройке и образуют единую горизонтальную плоскость. Форма монолитного перекрытия может быть любой, что снимает планировочные ограничения с проекта дома, которые присутствуют, в случае устройства полностью сборных бетонных перекрытий. Процесс возведения монолитной плиты состоит из нескольких стадий — устройства опалубки, укладки арматурного каркаса, заливки цемента, демонтажа опалубки после набора прочности.
Опалубка для монолитного перекрытия может изготавливаться из обрезной доски или фанеры, при этом последняя является наиболее предпочтительным вариантом, поскольку образует ровную поверхность с меньшим количеством швов. Впрочем, не менее удачным вариантом является и металлическая опалубка, но возможность её использования есть далеко не у всех. Плоские элементы опалубки опираются на горизонтальные деревянные или металлические балки, под которые расставляют вертикальные стойки. Крайне желательно использовать металлические, регулируемые по высоте стойки, поскольку с их помощью будет проще выставить точную горизонтальную плоскость для заливки плиты. Металлические стойки можно взять в аренду. После сборки опалубка должна быть абсолютно жесткой и выдерживать не только вес арматуры и залитого бетона, но и возможные дополнительные нагрузки в процессе заливки.
При сборке арматурного каркаса монолитного перекрытия необходимо обеспечить его ровную пространственную геометрию. Первый слой арматуры должен быть поднят над плоскостью опалубки на 20-50мм. Это расстояние называется защитным слоем бетона и может изменяться в зависимости от толщины перекрытия и его расчетных параметров. Защитный слой необходим для предотвращения коррозии арматуры и обеспечения огнестойкости конструкции. Для того, чтобы поднять арматуру над опалубкой её устанавливают на специальные пластиковые фиксаторы, которые могут быть рассчитаны на различную толщину защитного слоя бетона, сечение арматуры, и иметь самую разнообразную форму. Второй слой арматуры поднимают над первым при помощи поддерживающих арматурных элементов.