На его фильмах выросло не одно поколение, а фразы героев моментально разлетались на цитаты. К юбилею главного мастера комедии сделали для вас большой пост, посвященный судьбе Леонида Иовича.
🎥 Жизнь самого Леонида Иовича мало напоминает комедию – в ней было много трагичного. Был оглушительный успех и всенародная любовь, которым предшествовала угроза увольнения с «Мосфильма» с формулировкой «за профнепригодность».
🎥 Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. В школе увлекся театром, мечтал стать актером, занимался в драмкружке и много работал над своей дикцией – с детства плохо произносил звуки л и р. Школу он окончил в июне 1941-го, через несколько дней после выпускного началась война. В феврали 1942 года его призвали в армию: сначала служил в Монголии, потом был переведен под Москву, на Калининский фронт. Уже в декабре Леонид Гайдай был награжден медалью «За боевые заслуги», а вскоре стал командиром отделения.
🎥 В 1943-м во время наступательной операции получил тяжелейшее ранение – подорвался на фугасе. Девять месяцев провел по госпиталям, мог передвигаться только на костылях, а потом всю жизнь ходил с палочкой. Из армии его комиссовали, он вернулся в Иркутск, где стал работать в театре актером и здесь же получил первый опыт постановки спектакля как режиссер.
🎥 Две первые картины, поставленные им на «Мосфильме», оказались неудачными. Режиссер поклялся себе никогда больше не снимать комедий. А патриотичный фильм «Трижды воскресший» по повести Александра Галича полностью провалился в прокате. Над Гайдаем нависла угроза отлучения от профессии.
🎥 Но, как обычно и бывает с талантливыми людьми, помог случай. На глаза Гайдаю в старой газете «Правда» попался фельетон «Пес Барбос», который он решил экранизировать. Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена — Трус, Балбес и Бывалый. Сыграли их Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
🎥 Короткометражка под названием «Пес Барбос и необыкновенный кросс» впервые была показана на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году и произвела фурор. Фильм номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, перевели на несколько языков, а колоритная троица так полюбилась зрителям, что буквально «ушла в народ» – добрая половина анекдотов того времени начиналась так: «Сидят Вицин, Никулин и Моргунов».
🎥 Гениальной идеей режиссера было сделать эту троицу «кочующими героями» – незадачливые воришки появлялись в разных картинах Гайдая – «Самогонщиках», «Кавказской пленнице», «Операции «Ы»… А противостоял им наивный, но очень ответственный студент Шурик.
🎥 Образ Шурика – еще одна находка Гайдая. Кстати, изначально по сценарию его звали Владиком (Владленом), но худсовет, усмотрев в имени аналогию с Владимиром Лениным, потребовал его заменить.
Не студент, а изобретатель
🎥 Герой Александра Демьяненко появится еще в одной «московской» комедии режиссера – «Иван Васильевич меняет профессию», снятой по малоизвестной пьесе Михаила Булгакова. Но здесь он уже не студент, а гениальный изобретатель машины времени Александр Сергеевич Тимофеев. Ради отождествления инженера Тимофеева с Шуриком из «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» персонажу даже поменяли имя, у Булгакова его звали Николаем Ивановичем.
🎥 «Иван Васильевич меняет профессию» – не единственная экранизация классики, снятая Гайдаем. В 1971 году на экраны вышел фильм «Двенадцать стульев» по роману Ильфа и Петрова. Как и предыдущие работы Гайдая, фильм имел огромный успех у зрителей, а актеры Гомиашвили и Филиппов признаны эталонными Остапом и Кисой. Хотя все могло сложиться по-другому. Ведь на роль Остапа был утвержден Владимир Высоцкий, который даже успел сняться в нескольких эпизодах, но, по словам самого Леонида Иовича, «ушел в подполье». И тогда это было бы совсем иное кино.
#леонид_гайдай #режиссер #юбилей #кино