Дорожные конструкции с декоративными покрытиями аналогичны конструкциям из обычного бетона и назначаются в соответствии с требованиями проекта.
Декоративную поверхность получают при помощи бетонных смесей, приготовленных на цветных заполнителях, цветных цементах или пигментах, а также при помощи различных технологических приемов в процессе устройства покрытий.
Пигменты для получения цветных бетонных смесей вводятся в смесь в количестве, необходимом для получения требуемого цвета, но не более 10% от массы цемента. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
• иметь высокую дисперсность: удельная поверхность близкая к удельной поверхности цемента для обеспечения высокой гомогенности (однородности) смеси;
• обладать большой красящей способностью;
• быть щелочестойкими;
• обладать высокой стойкостью к действию солнечного света и атмосферных влияний;
• не иметь растворимых в воде примесей, которые при затворении цемента водой отрицательно влияют на сроки схватывания камня;
• не содержать легкорастворимых солей, способных образовывать выцветы. Красный, желтый, зеленый цвета бетонной смеси получают путем добавления в нее неорганических (минеральных) пигментов: редоксайда, сурика железного, железоокис-ного пигмента, окиси хрома. Голубой цвет — путем добавления в бетонную смесь фтало-цианинового пигмента органического происхождения.
Приготовление модифицированных самоуплотняющихся бетонных смесей на цветном или обычного цвета цементе с добавлением пигментов или без них для различных дорожных конструкций должно производиться на стационарных бетонных заводах в бетономешалках принудительного действия и турбулентных смесителях. Транспортирование как обычной, так и цветной бетонной смеси к месту укладки осуществляют при помощи автобетоносмесителей, бетононасоса или совместного их действия.
Последовательность строительства декоративных покрытий сохраняется такой же, как и при устройстве их из самоуплотняющихся обычных бетонных смесей.
К началу работ по устройству покрытий из модифицированных самоуплотняющихся, в том числе цветных, бетонных смесей следует выполнить следующие подготовительные работы:
• уложить на морозозащитный или подстилающий слой из песка, песчано-гравийной смеси, уплотняемой щебеночной смеси гидроизоляционный материал (полиэтиленовую пленку, толь, рубероид) внахлест. По бетонному основанию гидроизоляционный материал не укладывается;
• при отсутствии в соответствии с проектом бортовых камней, выполняющих роль опалубки, необходимо подготовить инвентарную металлическую опалубку. Опалубка должна обеспечивать герметичность стыковых соединений. При односкатном профиле дороги опалубку устанавливают на всю ширину покрытия, при двухскатном — на половину ширины;
• в местах, предусмотренных проектом, для устройства температурных швов расширения устанавливаются каркасы из металлических корзинок, в которых крепятся штыри для закрепления их в проектном положении; каркасы доставляют на объект в собранном виде.
Выгрузка бетонной смеси в опалубку производится непосредственно из автобетоносмесителя равномерно, передвижкой поворотного лотка автобетоносмесителя по всей бетонируемой поверхности. Уплотнение бетонной смеси происходит под действием собственной массы. В местах примыкания смеси к опалубке или к вертикаль-
Рис.1. Инструменты для разравнивания и уплотнения малоподвижной бетонной смеси: вверху — гладилка, внизу — валик
ной поверхности ранее уложенного бетона необходимо выполнять незначительное штыкование. После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона, передвигаемого по опалубке, а также выглаживание с помощью гладилок и валиков (рис. 1).
Из цветного бетона устраивают как однослойное покрытие, так и верхний слой двухслойного толщиной 6-8 см. Устройство двухслойного покрытия с цветным бетоном в верхнем слое может быть осуществлено двумя способами: одновременная и раздельная укладка нижнего слоя из обычного бетона и верхнего — из цветного.
Раздельная укладка производится в два этапа: укладка и уплотнение (при необходимости) нижнего слоя, уход за ним при помощи полиэтиленовой пленки, пергамина, дорнита, а затем укладка цветного бетона в верхний слой, или на следующий день без заезда на ранее уложенный бетон, или, если предполагается заезд автобетоносмесителя на ранее уложенный нижний слой, не ранее
Рис. 2. Инструменты для обработки поверхности из свежеуложенного бетона: вверху — валик для нанесения рисунка, внизу — приспособление для создания текстуры поверхности
чем через 7 суток после укладки нижнего слоя. Для получения хорошего сцепления слоев покрытия поверхность нижнего слоя очищают и промывают, затем обрабатывают ее 10 % раствором соляной кислоты с последующей повторной немедленной промывкой; после чего на эту поверхность наносят слой активизирующего цементно-песчаного раствора толщиной 3-5 мм.
Температурные швы, швы расширения и сжатия в покрытиях из декоративных модифицированных самоуплотняющихся бетонных смесей устраивают в зависимости от типа и назначения дорожных конструкций таким же способом, как и для обычного бетона. При устройстве двухслойного покрытия деформационные швы должны быть совмещены в плане. Устройство швов в отвердевшем бетоне производят при помощи нарезчика швов. Швы сжатия нарезают в отвердевшем бетоне шириной 5-6 мм на глубину, равную У*-Уз толщины покрытия, после чего швы заполняют песчано-цементной смесью. Температурные швы, нарезаемые в отвердевшем бетоне на всю толщину покрытия, должны иметь ширину 10 мм и заполняться сухой цементно-песчаной смесью состава 1:3.
Декоративность дорог, площадок, тротуаров или отмостков может быть достигнута путем нанесения на их поверхность различных рисунков — от простейшего геометрического членения покрытия на отдельные плиты до более сложных композиционных узоров. Для нанесения рисунка геометрического характера в отвердевшем бетоне используют нарезчик швов. Расположение ложных швов может имитировать плиты требуемого размера.
Для нанесения рисунка на поверхность покрытия используют также различное оборудование, специальные матрицы, валики, позволяющие создавать различные узоры на свежеуложенной бетонной смеси (рис. 2).
При отделке покрытия с цветной и декоративной поверхностью:
• запрещается подливать воду во время отделки бетона;
• запрещается заделывать образовавшиеся раковины растворной частью бетонной смеси;
• раковины вскрывают вручную, расслоившийся бетон удаляют и заменяют свежим бетоном;
• излишки растворной части смеси обязательно удаляют с помощью волосяных щеток, гладилок, дорнита или мешковины;
• перед укладкой бетонной смеси зона работ обязательно должна быть ограждена.
Через 30-60 мин после окончания отделки за свежеуложенным бетоном должен быть организован уход при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита, который осуществляется в течение 7 суток.
Приемка выполненных работ при устройстве дорожных покрытий из декоративных и модифицированных самоуплотняющихся бетонных смесей подразделяется:
• на приемку законченных конструктивных элементов с составлением актов на скрытые работы с целью определения возможности дальнейшего производства работ;
• на приемку законченного бетонного покрытия.
Приемке подлежат следующие конструктивные элементы:
• земляное полотно;
• подстилающий слой;
• покрытие.
Покрытие принимают после достижения бетоном проектной прочности.
При сооружении бетонных покрытий должен осуществляться систематический контроль качества. При приготовлении и укладке бетонной смеси следует контролировать:
• испытания и качество материалов для бетона;
• проектирование состава бетона;
• правильность хранения материалов на бетонном заводе;
• приготовление бетонной смеси, ее однородность, цвет, подвижность и жесткость (на заводе и на объекте);
• соответствие прочности бетона заданной марке и цвету;
• транспортирование;
• распределение бетонной смеси, отделку покрытия, создание декоративной поверхности;
• уход за свежеуложенным бетоном;
• введение технической отчетности по контролю.
При строительстве дорожных конструкций из модифицированных самоуплотняющихся бетонных смесей необходимо строго соблюдать технические правила производства работ в соответствии с требованиями норм и правил техники безопасности.