архитектор:Дитмар Файхтингер
проекты:Мост и пирс острова Мон-Сен-Мишель
где:Франция
Мост-пирс по проекту Dietmar Feichtinger Architectes и инженеров Schlaich Bergermann und Partner соединил, а на самом деле — разъединил, остров Мон-Сен-Мишель с материком.
Скала Мон-Сен-Мишель у северо-западного побережья Франции – одна из самых известных мировых достопримечательностей. Причем не только культурных, но и природных: потрясающей красоты ландшафт и уникальные, самые высокие и быстрые в Европе приливы, привлекают сюда туристов не меньше расположенного на острове средневекового бенедиктинского аббатства. Но сооружение дамбы, соединившей остров и «большую землю», а также плотины в устье реки Куэнон, впадающей в море неподалеку, поставили под угрозу существование памятника. Они задерживали песок и ил, повышая уровень морского дна, и в результате остров постепенно соединялся с континентом, теряя свой статус.
Конкурс на деликатное инженерное решение, позволяющее обеспечить доступ туристов на остров и, одновременно, сохранить его уникальное положение, провели еще в 2002 году, но строительство начали только в 2011 году. (Подробнее о предыстории проекта – в нашем материале «Мон-Сен-Мишель отчаливает от материка»). Пешеходное движение по новому мосту открыли в июле 2014, и совсем недавно, наконец, завершилась финальная стадия этого масштабного проекта стоимостью около 37 млн евро.
Вместо дамбы, построенной еще в конце XIX века, возник тонкий, проницаемый пирс длиной 1841 м. Сначала он плавно изгибается вдоль берега, позволяя туристам в полной мере насладиться видами, а затем – пересекает пролив между островом Мон-Сен-Мишель и берегом Нормандии. Длина собственно моста – 765 м. Интересно, что на всем своем протяжении пирс имеет одну и ту же высоту, что позволяет ему сливаться с горизонтом, не нарушая эффектных видов. Более того, во время приливов он практически лежит на поверхности воды. Лишь у самого острова появляется небольшой уклон всего в 1%, и, когда несколько дней в году прилив становится слишком высок, скала оказывается полностью окружена водой, вновь превращаясь в «настоящий» остров.
Чтобы облегчить естественное вымывание песка и ила (что и сохранит статус острова) необходимо было свести к минимуму толщину опор, ради чего создали сложнейшую конструкцию. На глубину около 30 м вбили 67 пар бетонных пилонов диаметром 1,2 м, на которые опираются 134 сваи диаметром всего лишь 24,4 см. Каждая пара отстоит от другой на 12 м. Сверху сваи связывает конструкция из перекрещивающихся стальных балок, а на ней уже покоится бетонное основание собственно моста. Эта центральная часть имеет ширину 6,5 м (в самом конце – 8,5 м) и занята заасфальтированной проезжей частью для автобусов-шатлов. Несмотря на то, что конструкция способна выдержать нагрузку до 38 тонн, доступ частного автотранспорта на остров теперь полностью закрыт.
Как два бесконечных «балкона», справа и слева от полотна дороги нависают пешеходные и велосипедные дорожки. Их ширина составляет 4,5 и 1,5 метра (расширяясь до 5,5 и 2,5 м около транспортного терминала в 300 м от входа в монастырь). Настил из фактурного, необработанного дуба как нельзя лучше соответствует духу места и становится органичной частью ландшафта. Более широкая дорожка по всей длине отделена от проезжей части бордюром, который одновременно служит самой длинной в мире скамейкой. Спрятанная под ней мягкая светодиодная подсветка в вечернее время «ведет» посетителей к ярко освещенному острову.
Наконец, пирс решает и еще одну важнейшую задачу: под бетонным основанием спрятаны инженерные коммуникации, обеспечивающие остров водой, электричеством и связью. Так что инженерам и архитекторам удалось достичь виртуозного сочетания функционализма, технического совершенства и гармоничного, предельно тактичного с эстетической точки зрения сосуществования их постройки с очень характерным природным и рукотворным ландшафтом. текст: Анна Старостина
архитектор:Дитмар Файхтингер проекты:Мост и пирс острова Мон-Сен-Мишель где:Франция Мост-пирс по
На чтение:
3 минуты
Нравится:2