Сахалинский тоннель — незавершённое строительство тоннельного перехода через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине. Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована.
Изыскания для строительства тоннеля предпринимались в 1929—1930 годах. Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены в 1950 году.
На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы.
Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 млн тонн в год.
В рамках реализации проекта в период до 1953 года было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура. В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.
В 1953 году после смерти Сталина работы по всему проекту были свёрнуты, так как строительство « тоннельного перехода под Татарским проливом не вызывалось неотложными нуждами народного хозяйства».
В настоящее время рассматриваются варианты возобновления строительства тоннеля, как альтернативы проекта моста на остров. По предварительной оценке стоимость транспортного перехода составит порядка 400 млрд рублей и будет включать в себя 540 км железной дороги.
#история #тоннели #ссср